STRUCTURAL ANALYSIS OF WEBSITES OF STATE MEDICAL ORGANIZATIONS
DOI 10.24412/2312-2935-2025-3-963-981
СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ САЙТОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Ю.В. Федорова1, И.М. Сон1,2, Л.И. Меньшикова1,2, О.В. Медведева3
1 ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Москва, Россия
2Пензенский институт усовершенствования врачей – филиал ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Пенза, Россия
3ООО «Клиника Научной Медицины», Москва, Россия
Введение. Общие тренды, влияющие на современное развитие здравоохранения во всем мире, это поиск путей повышения эффективности медицинских организаций, цифровая трансформация и повышенные ожидания пациентов. Помимо общемировых трендов, в России есть свои, специфические, ключевые драйверы преобразований, среди которых особое место занимают Национальные проекты и государственные программы, и создание единого цифрового контура для эффективного управления ресурсами и данными. Комплексный структурный анализ сайта предусматривает системную оценку его организации, которая напрямую влияет на удобство пользователей и эффективность решения задач. Для медицинских организаций это особенно важно, так как пользователи часто ищут конкретную информацию в состоянии стресса. Именно это определяет актуальность комплексного структурного анализа сайтов медицинских организаций с позиции оценки их содержания, архитектуры, навигации, соответствия структуры целям пациентов и медицинских организаций.
Цель исследования. Провести комплексный структурный анализ официальныхсайтов государственных медицинских организаций для выявления общих закономерностей, типичных недостатков и лучших практик в их организации.
Материалы и методы. Наблюдение проводилось на территории Российской Федерации и носило выборочный характер. Определение необходимого размера выборки, проводилось с учетом размера погрешности 5%. Объект наблюдения - сайты государственных медицинских организаций. В разработку включены 294 официальныхсайта государственных медицинских организаций. Структурный анализ сайтов государственных медицинских организаций проведен по авторскому чек-листу. Применены эмпирические и теоретические методы, методы описательной статистики, для визуализации данных использован графический метод.
Результаты и обсуждение. 97,3% медицинских организаций имеют сайты, размещая на них обязательную информацию, требуемую нормативными документами. У 68,0% медицинских организаций есть разработанный дизайн сайта, хорошая информационная архитектура (71,1%), хорошее качество веб-контента (79,6% сайтов). 75,2% медицинских организаций предоставляют на своих сайтах информацию о правах пациентов, законодательных и нормативных документах, регламентирующих деятельность медицинской организации. На 82,7% сайтах предусмотрена функция создания личных кабинетов пациентов с историей обращений; для 89,8% - характерно наличие обратной связи, для 88,4% - возможность для пациента получить консультацию онлайн. Непосредственная онлайн-запись на прием, запись через портал госуслуг или интегрированные системы, или по ссылке на единый сайт для записи, возможна для пациентов 74,0% медицинских организаций. Оценка комплексного критерия «Пользовательский опыт (User Experience - UX)» показала, что 68,7% сайтов предоставляют пациенту возможность, быстро найти нужную информацию или совершить целевое действие. Оценка критериев, характеризующих повышение удобства, доступности и вовлеченности пользователей, свидетельствует о высоком уровне критерия «Мобильные приложения» (90,1% сайтов медицинских организаций) и довольно низкой активности использования дополнительных каналов для коммуникации с пациентами (ссылки на сообщества в социальных сетях регистрируются на сайтах 59,5% медицинских организаций). Критерий интерактивности и социального доказательства представлен незначительным удельным весом онлайн-туров на сайтах (45,9%), «новостная лента» имеется на 65,7% сайтах медицинских организаций.
Заключение. Ключевой тренд, на который указывает анализ сайтов государственных медицинских организаций, это переход от простого «наличия сайта» к его «качеству и полезности». Цифровой ресурс рассматривается большинством медицинских организаций как инструмент управления здоровьем пациента и важный канал коммуникации между медицинской организацией и населением.
Ключевые слова: сайты государственных медицинских организаций, комплексный структурный анализ сайтов, структура сайта, ключевые слои анализа, количественные и качественные критерии
STRUCTURAL ANALYSIS OF WEBSITES OF STATE MEDICAL ORGANIZATIONS
Yu.V. Fedorova1, I.M. Son1,2, L.I. Menshikova1,2, O.V. Medvedeva3
1The Russian Medical Academy of Continuing Professional Education of the Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia
2The Penza Institute of Advanced Training of Doctors, a branch of the Federal State Budgetary Educational Institution of Additional Professional Education «Russian Medical Academy of Continuing Professional Education» of the Ministry of Health of the Russian Federation, Penza, Russia
3Scientific Medicine Clinic LLC, Moscow, Russia
Introduction. The general trends affecting the modern development of healthcare around the world are the search for ways to improve the efficiency of medical organizations, digital transformation and increased patient expectations. In addition to global trends, Russia has its own specific key drivers of transformation, among which National projects and Government programs, as well as the creation of a single digital circuit for effective resource and data management, occupy a special place. A complete structural overview of a website provides for a systematic assessment of its organization, which directly affects user convenience and problem-solving efficiency. This is especially important for medical organizations, as users often search for specific information under stress. This is what determines the relevance of a comprehensive structural analysis of medical organizations' websites from the perspective of assessing their content, architecture, navigation, and compliance of the structure with the goals of patients and medical organizations.
Purpose of the investigation. To carry out a complete structural overview of the official websites of state medical organizations to identify common patterns, typical shortcomings and best practices in their organization.
Materials and methods. The observation was conducted on the territory of the Russian Federation and was sampling. The required sample size was determined with a margin of error of 5%. The object of observation is the websites of state medical organizations. The development includes 294 official websites of state medical organizations. The structural analysis of the websites of state medical organizations was carried out according to the author's checklist. Empirical and theoretical methods, descriptive statistics methods have been applied, and a graphical method has been used to visualize data.
Results and discussion. 97,3% of medical organizations have websites, posting on them the mandatory information required by regulatory documents. 68,0% of medical organizations have a well-developed website design, good information architecture (71,1%), and good quality web content (79,6% of sites). 75,2% of medical organizations provide information on their websites about patients' rights, legislative and regulatory documents regulating the activities of a medical organization. 82,7% of the sites provide the function of creating personal patient accounts with a history of referrals; 89,8% of the sites have feedback, 88,4% of the sites have the opportunity for the patient to get advice online. Direct online appointment, registration through the Portal of Government Services or integrated systems, or by linking to a single website for an appointment, is possible for patients of 74,0% of medical organizations. The assessment of the comprehensive criterion «User Experience (UX)» showed that 68,7% of sites provide the patient with the opportunity to quickly find the necessary information or perform a targeted action. An assessment of criteria characterizing increased convenience, accessibility and user engagement indicates a high level of the «Mobile applications» criterion (90,1% of medical organizations' websites) and a rather low activity in using additional channels for communicating with patients (links to social media communities are registered on the websites of 59,5% of medical organizations). The criterion of interactivity and social proof is represented by a small proportion of online tours on websites (45,9%), the «news feed» is available on 65,7% of websites of medical organizations.
Conclusion. The key trend indicated by the analysis of the websites of state medical organizations is the transition from the simple «availability of a website» to its «quality and utility». The digital resource is considered by most medical organizations as a patient's health management tool and an important communication channel between the medical organization and the public.
Keyword: websites of state medical organizations, complete structural overview of websites, site structure, key degrees of analysis, quantitative and qualitative criteria
Введение. Современные преобразования в здравоохранении России и мира являются комплексным ответом на вызовы времени и связаны с целым рядом взаимосвязанных факторов, которые, условно, можно разделить на глобальные тренды и национальные особенности. Из общих трендов, влияющих на развитие здравоохранения во всем мире, можно обозначить поиск путей повышения эффективности медицинских организаций, цифровую трансформацию (Digital Health) и повышенные ожидания пациентов. Помимо общемировых трендов, в России есть свои, специфические, ключевые драйверы преобразований, среди которых особое место занимают Национальные проекты и государственные программы, и создание единого цифрового контура для эффективного управления ресурсами и данными [1-3].
Преобразования в здравоохранении, направленные на повышение качества оказания медицинской помощи населению и формирование институциональной среды с диверсификацией форм собственности, способствовали созданию рынка медицинских услуг и стимулировали развитие рыночных отношений [4]. Сегодня многие медицинские организации сталкиваются с комплексом вызовов, связанных с обеспечением устойчивого удержания пациентов и эффективным привлечением новых, а современные тенденции в сфере здравоохранения демонстрируют отчетливую тенденцию к пациентооцентричности, когда пациент выступает в качестве центрального объекта всех инновационных решений [5]. В контексте модернизационных процессов, ключевым элементом неценовой конкуренции на рынке услуг здравоохранения является официальный веб-сайт медицинской организации. В соответствии с действующим законодательством, все медицинские организации, независимо от формы собственности, обязаны обладать веб-сайтом, содержащим информацию, соответствующую установленным стандартам [6-8].
Обеспечение равного доступа к цифровым ресурсам для всех категорий граждан, включая лиц с ограниченными возможностями, пожилых людей и жителей отдаленных регионов, является приоритетной задачей медицинских организаций [9-11]. Помимо этого, в зарубежных и отечественных публикациях активно анализируется критически важный вопрос распространения недостоверной и не основанной на доказательствах информации, приводятся данные обобщения существующих инструментов оценки ее качества [12-15]. Авторы предлагают критерии оценки достоверности медицинского контента, анализируют различные критерии и инструменты оценки, и приходят к выводу о необходимости более стандартизированных подходов [16-18]. Проведенные в России и за рубежом исследования выявили проблемы представления информации на медицинских сайтах, коммуникации между медицинской организацией и пациентом, влияния совместной работы потребителей и поставщиков медицинских услуг на планирование, предоставление и оценку медицинских услуг [19-21].
Комплексный структурный анализ сайта - это системная оценка его организации, которая напрямую влияет на удобство пользователей и эффективность решения задач. Для медицинских организаций это особенно важно, так как пользователи часто ищут конкретную информацию в состоянии стресса. В свете вышесказанного, комплексный структурный анализ сайтов медицинских организаций с позиции оценки их содержания, архитектуры, навигации, соответствия структуры целям пациентов и медицинских организаций, представляется актуальным.
Цель исследования. Провести комплексный структурный анализ официальныхсайтов государственных медицинских организаций для выявления общих закономерностей, типичных недостатков и лучших практик в их организации.
Материалы и методы. Наблюдение проводилось на территории Российской Федерации и носило выборочный характер, определение необходимого размера выборки, проводилось с учетом размера погрешности 5%.
Объект наблюдения: сайты государственных медицинских организаций. В разработку включены 294 официальныхсайта государственных медицинских организаций, в том числе, 192 официальныхсайта медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в условиях стационара, и 102 официальныхсайта медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях.
Структурный анализ сайтов государственных медицинских организаций проведен по авторскому чек-листу, состоящему из 21 пункта, предусматривающих диагностику качества, полноты и доступности информации в соответствии с установленными оценочными критериями. Анализ проведен с учетом требований приказа Минздрава России от 30.12.2014 N 956н, до вступления в силу приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13 марта 2025 г. N 118н [22,23].
Исследование предусматривало комплексный подход, предусматривающий ключевые слои анализа:
- анализ архитектуры сайта (иерархия, логичность построения навигации для пользователя);
- анализ технической структуры (адаптивность под мобильные устройства);
- анализ информационной структуры (поисковой оптимизации);
- анализ структуры с точки зрения пользовательского опыта (UX).
В настоящем исследовании был осуществлен систематический анализ, направленный на сбор данных, критически необходимых для достижения поставленной цели на основе количественных и качественных критериев. Данный подход позволил структурировать и систематизировать информацию, обеспечивая ее релевантность и валидность для последующего применения в рамках научной методологии. Для достижения этой цели применялись как эмпирические методы, такие как контент-анализ и сравнение, так и теоретические подходы, включая абстрагирование, анализ, синтез и мысленное моделирование. С помощью методов описательной статистики проводились обобщение, описание основных характеристик данных и их интерпретация, для визуализации данных применялся графический метод.
Результаты и обсуждение. В соответствии с письмом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 марта 2017 г. N 21-5/10/2-1757 «О рекомендациях по предоставлению информации о деятельности медицинских организаций, размещаемой на официальных сайтах органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья и медицинских организаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», для размещения информации на официальном сайте медицинской организации формируются следующие разделы:
- «Сведения о медицинской организации».
- «Информация для пациентов».
- «Информация для специалистов».
- «Медицинские работники».
- «Вакансии».
- «Лекарственное обеспечение».
- «Вышестоящие и контролирующие органы».
- «Документы».
- «Отзывы пациентов».
- «Контактная информация».
Разделы официального веб-портала представлены на его титульной странице, а также интегрированы в основное навигационное меню. Данная структура обеспечивает пользователям интуитивно понятный и эффективный доступ к необходимой информации, оптимизируя пользовательский опыт и повышая функциональность веб-ресурса [24].
Анализ фактических данных, отражающих реальное состояние объекта исследования на момент проведения наблюдения, выявил, что подавляющее большинство медицинских организаций (97,3%), из включенных в наблюдение, имеют сайты, размещая на них обязательную информацию, требуемую нормативными документами: данные о лицензиях, порядке предоставления платных и бесплатных услуг, сведения о врачах, что повышает прозрачность работы организаций. Однако оценка результатов показала наличие как позитивных тенденций, так и устойчивых проблем.
У 68,0% медицинских организаций есть разработанный дизайн сайта, который вызывает доверие и выглядит профессионально, визуально направляет пользователя к важным элементам (кнопкам, формам), учитывает психологию восприятия (спокойные цвета, достаточный размер шрифта, грамотные пробелы) и соответствует корпоративному стилю конкретной организации. При этом сложность навигации, дизайна, который не отвечает потребностям пользователей, создавая излишнюю сложность, и довольно низкий UX типичен для сайта почти каждой пятой медицинской организации (рис. 1).
Рисунок 1. Анализ основных элементов архитектуры сайтов медицинских организаций (доля в общей структуре).
Информационная архитектура, предусматривающая логичное и интуитивно понятное расположение информации на сайте, включая четкие названия разделов и подразделов, иерархию, наличие гиперссылок и краткость информации представлена у 71,1% медицинских организаций. Хорошим качеством веб-контента, которое включает в себя отсутствие орфографических, пунктуационных и речевых ошибок, а также информативность и логичность текстов на сайте, обладают 79,6% сайтов медицинских организаций.
Установлено активное внедрение и улучшение функционала для пациентов, свидетельствующее о факте развития электронных сервисов. В частности, 75,2% медицинских организаций предоставляют на своих сайтах информацию о правах пациентов и законодательных, и нормативных документах, регламентирующих деятельность организации здравоохранения.
Наличие версии для слабовидящих (основной критерий - доступность), это прямой показатель соответствия международным (WCAG) и российским (ГОРС 52880-2018) стандартам доступности веб-контента для людей с ограниченными возможностями здоровья (нарушения зрения). Данная функция является обязательной или строго рекомендуемой для сайтов государственных и медицинских организаций, но, однако, она отсутствует у 7,3% доступных сайтов.
Подавляющее большинство сайтов (82,7%) предусматривают функцию создания личных кабинетов пациентов с историей обращений; почти для всех (89,8%) характерно наличие обратной связи (формы для вопросов, жалоб и предложений), а для 88,4% - возможность для пациента получить консультацию онлайн.
Ключевой элемент современных медицинских информационных систем, это онлайн-запись на прием (рис. 2).
Рисунок 2. Оценка критерия «Возможность записи на прием в режиме онлайн» (% к итогу).
Возможность онлайн-записи пациента на прием значительно рационализирует работу медицинских организаций и приносит пользу всем участникам процесса: пациентам (записаться можно сразу же, как только возникнет необходимость, без ожидания рабочего времени; процесс записи не требует длительного времени при условии правильной настройки системы); врачам (возможность отслеживать плотность записи и сокращение простоев) и самой организации (снижается нагрузка на регистратуру). В то же время, непосредственная онлайн-запись на прием, запись через портал госуслуг или интегрированные системы, или по ссылке на единый сайт для записи, возможна для пациентов 74,0% медицинских организаций, а каждый четвертый сайт медицинской организации (26,0%), такой возможности не предоставляет.
Оценка комплексного критерия «Пользовательский опыт (User Experience - UX)» показала, что более половины медицинских организаций (68,7%) предоставляют пациенту возможность, быстро и без усилий, найти нужную информацию на сайте или совершить целевое действие (найти контакты, узнать об услугах и т.д.) и другую информацию, которая делает использование сайта комфортным для пользователя (рис. 3).
Рисунок 3. Распределение оценок комплексного критерия «Пользовательский опыт (UX)» (% к итогу).
Оценка критериев, характеризующих повышение удобства, доступности и вовлеченности пользователей, проводилась по ссылкам на сообщества в социальных сетях, наличия мобильного приложения, наличию онлайн-тура по организации и новостной ленты. Все перечисленные компоненты относятся к современным практикам веб-разработки, а их наличие на сайте медицинской организации свидетельствует о вовлеченности организации в цифровизацию, ориентации на потребности разных групп пользователей, стремлении выстроить доверительные и долгосрочные отношения с пациентами через прозрачность, интерактивность и постоянную коммуникацию. Ссылки на сообщества в социальных сетях регистрируются на сайтах немногим более половины медицинских организаций (59,5%), что может характеризовать довольно низкую активность использования дополнительных каналов для коммуникации с пациентами. Мобильные приложения есть у 90,1% сайтов медицинских организаций, обозначая их с позиции функциональной полноты и многоканальности, создания комплексной цифровой экосистемы для взаимодействия с пациентом. Критерий интерактивности и социального доказательства представлен незначительным удельным весом онлайн-туров на сайтах (45,9%), снижая возможности для потенциальных пациентов заранее ознакомиться с обстановкой, оборудованием медицинской организации, нивелируя уровень доверия, поскольку основная цель этого критерия снятие барьеров и привлечение пациентов. Показывают, что сайт «живой», информация на нем регулярно обновляется, а организация стремится быть полезным источником информации 65,7% медицинских организаций, на сайте которых имеется «новостная лента».
Заключение. Таким образом, исследование доказало, что ключевой тренд, на который указывает анализ сайтов государственных медицинских организаций, это переход от простого «наличия сайта» к его «качеству и полезности». Цифровой ресурс рассматривается большинством медицинских организаций как инструмент управления здоровьем пациента и важный канал коммуникации между медицинской организацией и населением.
Список литературы
- Кузнецов Н.В. Национальные программы и проекты как инструменты стратегического управления социально-экономическим развитием страны. Теория и практика общественного развития. 2021;11:106-112. DOI: https://doi.org/10.24158/tipor.2021.11.14
- Юрченко К.Г. Государственные программы и национальные проекты России – синергетический эффект интеграции инструментария. Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2022;1А(12): 198-213. DOI: 10.34670/AR.2022.23.92.024
- Аксенова Е.И., Медведева Е.И., Крошилин С.В. Использование цифровых технологий в деятельности медицинских организаций. Здравоохранение Российской Федерации. 2024;68(5):356-363. DOI: https://doi.org/10.47470/0044-197X-2024-68-5-356-363
- Ходакова О.В., Евстафьева Ю.В. Комплексная оценка официальных сайтов медицинских организаций. Здравоохранение Российской Федерации. 2017; 61(2): 70-75. DOI: http://dx.doi.org/10.18821/0044-197Х-2017-61-2-70-75
- Манакина Е.С., Медведева О.В. Гиперперсонализация как инструмент адаптации под индивидуальные потребности пациента частной медицинской клиники. Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2024;5: С. 841-855. DOI: 10.24412/2312-2935-2024-5-841-855
- Эккерт Н.В. Представление информации для потребителей медицинских услуг на веб-сайтах медицинских организаций: проблемы и пути решения. Медицинские технологии. Оценка и выбор. 2019;3(37):62-70. DOI: https://doi.org/10.31556/2219-0678.2019.37.3.062-070
- Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 11 ноября 2011 г. N 323-ФЗ. URL: https://www.consultant.ru/ document/ cons_doc_ LAW_121895/
- Мамаева Д.Д. Исследование практики применения инструментов Digital-маркетинга в сфере здравоохранения с целью формирования лояльности к бренду стоматологической клиники. Вестник Евразийской науки. 2020;6. URL: https://esj.today/PDF/11ECVN620.pdf
- Примиленная Н.Л., ХодаковаО.В. Анализ официальных сайтов медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь лицам пожилого и старческого возраста (на примере Московской области). Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2024;4:332-350. DOI: 10.24412/2312-2935-2024-4-332-350
- Полухин Н.В., Эккерт Н.В., Козлов В.В. Информационные предпочтения пациентов в контексте коммуникации на веб-сайтах медицинских организаций. Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture. 2021;5(13):226-246. DOI: 10.12731/2658-6649-2021-13-5-226-246
- Lustria M.L., Smith S.A., Hinnant C.C. Exploring digital divides: an examination of eHealth technology use in health information seeking, communication and personal health information management in the USA. Health Informatics Journal. 2011;3(17):224-243. DOI: 10.1177/1460458211414843
- Михеев А.Е. Личный кабинет и расширение полномочий пациентов в цифровых экосистемах медицинской помощи. Менеджер здравоохранения. 2023;S:46–54. DOI: 10.21045/1811-0185-2023-S-46-54
- Zhang Y., Sun Y., Xie B. Quality of Health Information for Consumers on the Web: A Systematic Review of Indicators, Criteria, Tools, and Evaluation Results. Journal of the Association for Information Science and Technology. 2015;10(66): 2071–2084
- Bukhari A., Alshihri S., Abualenain M., Barton J. et al. "Headache" Online Information: An Evaluation of Readability, Quality, Credibility, and Content. Perm J. 2021; 20:185. DOI: 10.7812/TPP/20.185
- Гусев А.В., Реброва О.Ю. Осведомленность и мнения руководителей в сфере здравоохранения России о медицинских технологиях искусственного интеллекта. Врач и информационные технологии. 2023;1(4): 28-39. DOI: 110.25881/18110193_2023_1_28
- Silberg, W. M., Lundberg, G. D., Musacchio, R. A. Assessing, Controlling, and Assuring the Quality of Medical Information on the Internet: Caveant Lector et Viewor - Let the Reader and Viewer Beware. Journal of the American Medical Association. 1997;15(277):1244–1245. DOI: https://doi.org/10.1001/JAMA.1997.03540390074039
- Полухин Н.В. Базовая концепция оценки качества веб-сайтов медицинских организаций. Медицинский Вестник МВД. 2021;4(113):68-73
- Аксенова Е.И., Горбатов С.Ю. Цифровизация здравоохранения: опыт и примеры трансформации в системах здравоохранения в мире. М.: ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ», 2020 – 44 с. ISBN 978-5-907404-07-6
- Lowe D., Ryan R., Schonfeld L., Merner B. et al.Effects of consumers and health providers working in partnership on health services planning, delivery and evaluation. Cochrane Database of Systematic Reviews. 2021;9. DOI: 10.1002/14651858. URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/34523117/
- Об информации, необходимой для проведения независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями, и требованиях к содержанию и форме предоставления информации о деятельности медицинских организаций, размещаемой на официальных сайтах Министерства здравоохранения РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и медицинских организаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.12.2014 N 956н. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/411759050/?ysclid=mf567g16hp838501020
17. Moore E., Stanton T.R., Traeger A., Moseley G.L. et al. Determining the credibility, accuracy and comprehensiveness of websites educating consumers on complex regional pain syndrome accessible in Australia: a systematic review. Australian Journal of Primary Health. 2021;6(27): 485-495. DOI: 10.1071/PY21066
18. Eysenbach G., Powell J., Kuss O., Sa E.R. Empirical studies assessing the quality of health information for consumers on the world wide web: a systematic review. Journal of the American Medical Association. 2002;20(287):2691-2700. DOI: 10.1001/jama.287.20.2691
23. Об информации, необходимой для проведения независимой оценки качества условий оказания услуг медицинскими организациями, и требованиях к содержанию и форме предоставления информации о деятельности медицинских организаций, размещаемой на официальных сайтах министерства здравоохранения российской федерации, органов государственной власти субъектов российской федерации, органов местного самоуправления и медицинских организаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13 марта 2025 г. N 118н. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/411759050/? ysclid=mf56d219 ul86139952
24. О рекомендациях по предоставлению информации о деятельности медицинских организаций, размещаемой на официальных сайтах органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья и медицинских организаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 марта 2017 г. N 21-5/10/2-1757. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71540668/?ysclid=mfc1akrgyx739700178
References
- Kuzneczov N.V. Nacional`ny`e programmy` i proekty` kak instrumenty` strategicheskogo upravleniya social`no-e`konomicheskim razvitiem strany` [National programs and projects as a strategic management tools of the country's socio-economic development]. Teoriya i praktika obshhestvennogo razvitiya [Theory and Practice of Social Development]. 2021;11:106-112. DOI: https://doi.org/10.24158/tipor.2021.11.14 (In Russian)
- Yurchenko K.G. Gosudarstvennye programmy i natsional'nye proekty Rossii – sinergeticheskii effekt integratsii instrumentariya [State programs and national projects of Russia: Synergy effect of tool integration]. Ekonomika: vchera, segodnya, zavtra [Economics: Yesterday, Today and Tomorrow]. 2022;1А(12): 198-213. DOI: 10.34670/AR.2022.23.92.024 (In Russian)
- Aksenova E.I., Medvedeva E.I., Kroshilin S.V. Ispol`zovanie cifrovy`x texnologij v deyatel`nosti medicinskix organizacij [. Use of digital technologies in the activity of medical institutions]. Zdravooxranenie Rossijskoj Federacii [Health care of the Russian Federation]. 2024;68(5):356-363. DOI: https://doi.org/10.47470/0044-197X-2024-68-5-356-363 (In Russian)
- Xodakova O.V., Evstaf`eva Yu.V. Kompleksnaya ocenka oficial`ny`x sajtov medicinskix organizacij [The complex assessment of official web-sites of medical organizations]. Zdravooxranenie Rossijskoj Federacii [Health care of the Russian Federation]. 2017; 61(2): 70-75. DOI: http://dx.doi.org/10.18821/0044-197Х-2017-61-2-70-75 (In Russian)
- Manakina E.S., Medvedeva O.V. Giperpersonalizaciya kak instrument adaptacii pod individual`ny`e potrebnosti pacienta chastnoj medicinskoj kliniki [Hyper-personalization as a tool of adaptation to individual needs of a patient of a private medical clinic]. Sovremenny`e problemy` zdravooxraneniya i medicinskoj statistiki [Current problems of health care and medical statistics]. 2024;5: С. 841-855. DOI: 10.24412/2312-2935-2024-5-841-855 (In Russian)
- E`kkert N.V. Predstavlenie informacii dlya potrebitelej medicinskix uslug na veb-sajtax medicinskix organizacij: problemy` i puti resheniya [Presentation of information for consumers of medical services on the websites of health facilities: problems and solutions]. Medicinskie texnologii. Ocenka i vy`bor [Medical Technologies. Assessment and Choice]. 2019;3(37):62-70. DOI: https://doi.org/10.31556/2219-0678.2019.37.3.062-070 (In Russian)
- Ob osnovax oxrany` zdorov`ya grazhdan v Rossijskoj Federacii: Federal`ny`j zakon ot 11 noyabrya 2011 g. N 323-FZ [On the Fundamentals of Public Health Protection in the Russian Federation: Federal Law No. 323-FL of November 11, 2011]. URL: https://www.consultant.ru/ document/ cons_doc_ LAW_121895/ (In Russian)
- Mamaeva D.D. Issledovanie praktiki primeneniya instrumentov Digital-marketinga v sfere zdravooxraneniya s cel`yu formirovaniya loyal`nosti k brendu stomatologicheskoj kliniki [Research of the practice of using digital marketing tools in the healthcare sector in order to form loyalty to the dental clinic brand]. Vestnik Evrazijskoj nauki [The Eurasian Scientific Journal]. 2020;6. URL: https://esj.today/PDF/11ECVN620.pdf (In Russian)
- Primilennaya N.L., Xodakova O.V. Analiz oficial`ny`x sajtov medicinskix organizacij, okazy`vayushhix pervichnuyu mediko-sanitarnuyu pomoshh` liczam pozhilogo i starcheskogo vozrasta (na primere Moskovskoj oblasti) [Analysis of official websites of healthcare institutions providing primary healthcare to elderly and senile age patients]. Sovremenny`e problemy` zdravooxraneniya i medicinskoj statistiki [Current problems of health care and medical statistics]. 2024;4:332-350. DOI: 10.24412/2312-2935-2024-4-332-350 (In Russian)
- Poluxin N.V., E`kkert N.V., Kozlov V.V. Informacionny`e predpochteniya pacientov v kontekste kommunikacii na veb-sajtax medicinskix organizacij [Patient perspective on healthcare facilities websites communication elements]. Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture. 2021;5(13):226-246. DOI: 10.12731/2658-6649-2021-13-5-226-246 (In Russian)
- Lustria M.L., Smith S.A., Hinnant C.C. Exploring digital divides: an examination of eHealth technology use in health information seeking, communication and personal health information management in the USA. Health Informatics Journal. 2011;3(17):224-243. DOI: 10.1177/1460458211414843
- Mixeev A.E. Lichny`j kabinet i rasshirenie polnomochij pacientov v cifrovy`x e`kosistemax medicinskoj pomoshhi [Personal account and empowerment of patients in digital healthcare ecosystems]. Menedzher zdravooxraneniya [Manager Zdravoohranenia]. 2023;S:46–54. DOI: 10.21045/1811-0185-2023-S-46-54 (In Russian)
- Zhang Y., Sun Y., Xie B. Quality of Health Information for Consumers on the Web: A Systematic Review of Indicators, Criteria, Tools, and Evaluation Results. Journal of the Association for Information Science and Technology. 2015;10(66): 2071–2084
- Bukhari A., Alshihri S., Abualenain M., Barton J. et al. "Headache" Online Information: An Evaluation of Readability, Quality, Credibility, and Content. Perm J. 2021; 20:185. DOI: 10.7812/TPP/20.185
- Gusev A.V., Rebrova O.Yu. Osvedomlennost` i mneniya rukovoditelej v sfere zdravooxraneniya Rossii o medicinskix texnologiyax iskusstvennogo intellekta [Survey of awareness and opinions of Russian healthcare managers on artificial intelligence]. Vrach i informacionny`e texnologii [Medical doctor and information technology]. 2023;1(4): 28-39. DOI: 110.25881/18110193_2023_1_28 (In Russian)
- Silberg, W. M., Lundberg, G. D., Musacchio, R. A. Assessing, Controlling, and Assuring the Quality of Medical Information on the Internet: Caveant Lector et Viewor - Let the Reader and Viewer Beware. Journal of the American Medical Association. 1997;15(277):1244–1245. DOI: https://doi.org/10.1001/JAMA.1997.03540390074039
- Poluxin N.V. Bazovaya koncepciya ocenki kachestva veb-sajtov medicinskix organizacij [The basic concept of evaluating the quality of medical organizations' websites]. Medicinskij Vestnik MVD [Medical Bulletin of the Ministry of Internal Affairs]. 2021;4(113):68-73 (In Russian)
- Aksenova E.I., Gorbatov S.Yu. Cifrovizaciya zdravooxraneniya: opy`t i primery` transformacii v sistemax zdravooxraneniya v mire [Digitalization of healthcare: experiences and examples of transformation in healthcare systems in the world]. М.: GBU "NIIOZMM DZM», 2020 – 44 с. ISBN 978-5-907404-07-6 (In Russian)
- Lowe D., Ryan R., Schonfeld L., Merner B. et al.Effects of consumers and health providers working in partnership on health services planning, delivery and evaluation. Cochrane Database of Systematic Reviews. 2021;9. DOI: 10.1002/14651858. URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/34523117/
- Ob informacii, neobxodimoj dlya provedeniya nezavisimoj ocenki kachestva okazaniya uslug medicinskimi organizaciyami, i trebovaniyax k soderzhaniyu i forme predostavleniya informacii o deyatel`nosti medicinskix organizacij, razmeshhaemoj na oficial`ny`x sajtax Ministerstva zdravooxraneniya RF, organov gosudarstvennoj vlasti sub``ektov RF, organov mestnogo samoupravleniya i medicinskix organizacij v informacionno-telekommunikacionnoj seti «Internet»: prikaz Ministerstva zdravooxraneniya Rossijskoj Federacii ot 30.12.2014 goda N 956n [On the information necessary for an independent assessment of the quality of services provided by medical organizations, and the requirements for the content and form of information on the activities of medical organizations posted on the official websites of the Ministry of Health of the Russian Federation, state authorities of the subjects of the Russian Federation, local governments and medical organizations in the information and telecommunications network "Internet": order of the Ministry Ministry of Health of the Russian Federation No. 956n dated December 30, 2014]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/411759050/?ysclid=mf567g16hp838501020 (In Russian)
- Ob informacii, neobxodimoj dlya provedeniya nezavisimoj ocenki kachestva uslovij okazaniya uslug medicinskimi organizaciyami, i trebovaniyax k soderzhaniyu i forme predostavleniya informacii o deyatel`nosti medicinskix organizacij, razmeshhaemoj na oficial`ny`x sajtax ministerstva zdravooxraneniya rossijskoj federacii, organov gosudarstvennoj vlasti sub``ektov rossijskoj federacii, organov mestnogo samoupravleniya i medicinskix organizacij v informacionno-telekommunikacionnoj seti «Internet»: prikaz Ministerstva zdravooxraneniya Rossijskoj Federacii ot 13 marta 2025 goda N 118n. [Information necessary for conducting an independent assessment of the quality of conditions for the provision of services by medical organizations, and requirements for the content and form of information on the activities of medical organizations posted on the official websites of the Ministry of Health of the Russian Federation, state authorities of the subjects of the Russian Federation, local governments and medical organizations in the Internet information and telecommunications network: Order of the Ministry of Health of the Russian Federation No. 118n dated March 13, 2025]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/411759050/? ysclid=mf56d219 ul86139952 (In Russian)
- O rekomendaciyax po predostavleniyu informacii o deyatel`nosti medicinskix organizacij, razmeshhaemoj na oficial`ny`x sajtax organov gosudarstvennoj vlasti sub``ektov Rossijskoj Federacii v sfere oxrany` zdorov`ya i medicinskix organizacij v informacionno-telekommunikacionnoj seti «Internet»: pis`mo Ministerstva zdravooxraneniya Rossijskoj Federacii ot 15 marta 2017 goda N 21-5/10/2-1757 [On recommendations for providing information on the activities of medical organizations posted on the official websites of state authorities of the subjects of the Russian Federation in the field of health protection and medical organizations on the Internet information and telecommunications network: letter from the Ministry of Health of the Russian Federation dated March 15, 2017 N 21-5/10/2-1757]. URL:https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71540668/?ysclid=mfc1akrgyx739700178 (In Russian)
17. Moore E., Stanton T.R., Traeger A., Moseley G.L. et al. Determining the credibility, accuracy and comprehensiveness of websites educating consumers on complex regional pain syndrome accessible in Australia: a systematic review. Australian Journal of Primary Health. 2021;6(27): 485-495. DOI: 10.1071/PY21066
18. Eysenbach G., Powell J., Kuss O., Sa E.R. Empirical studies assessing the quality of health information for consumers on the world wide web: a systematic review. Journal of the American Medical Association. 2002;20(287):2691-2700. DOI: 10.1001/jama.287.20.2691
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Acknowledgments. The study did not have sponsorship.
Conflict of interests. The authors declare no conflict of interest.
Информация об авторах
Федорова Юлия Владимировна - аспирант кафедры организации здравоохранения и общественного здоровья с курсом оценки технологий здравоохранения, ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России, 125993, Москва, ул. Баррикадная, д. 2/1, стр.1
Сон Ирина Михайловна - доктор медицинских наук, профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, профессор кафедры организации здравоохранения и общественного здоровья с курсом оценки технологий здравоохранения, ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России, 125993, Москва, ул. Баррикадная, д. 2/1, стр.1.; заведующий кафедрой организации здравоохранения и общественного здоровья с курсом управления сестринской деятельностью Пензенского института усовершенствования врачей – филиала ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России, 440060, г. Пенза, ул. Стасова, дом 8А; e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.; ORCID 0000-0001-9309-2853; SPIN-код: 8288-6706
Меньшикова Лариса Ивановна - доктор медицинских наук, профессор, профессор кафедры организации здравоохранения и общественного здоровья с курсом оценки технологий здравоохранения, ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России, 125993, Москва, ул. Баррикадная, д. 2/1, стр.1.; профессор кафедры организации здравоохранения и общественного здоровья с курсом управления сестринской деятельностью Пензенского института усовершенствования врачей – филиала ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России, 440060, г. Пенза, ул. Стасова, дом 8А; ORCID 0000-0002-3034-9014; SPIN-код: 9700-6736
Медведева Ольга Васильевна - доктор медицинских наук, профессор, руководитель научно-аналитического центра, ООО «Клиника Научной Медицины», 109559, Москва, Краснодарская, д. 52, корп. 2.; профессор кафедры медицинской педагогики, философии и иностранных языков, ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России, 125993, Москва, ул. Баррикадная, д. 2/1, стр.1; ORCID: 0000-0002-3637-9062; SPIN-код: 8808-5837
Information about authors
Fedorova Yulia Vladimirovna - Ph.D. student of the Department of Healthcare Organization and Public Health with a course in health technology assessment at the Russian Medical Academy of Continuing Professional Education of the Ministry of Health of the Russian Federation, 125993, Moscow, 2/1 Barricadnaya str., b. 1
Сон Ирина Михайловна - D. Sc. (Medicine), Professor, Honored Scientist of the Russian Federation, Professor of the Department of Healthcare Organization and Public Health with a course in health technology assessment at the Russian Medical Academy of Continuing Professional Education of the Ministry of Health of the Russian Federation, 125993, Moscow, 2/1 Barricadnaya str., b. 1; Head at the Department of Health Organization and Public Health with a course in Nursing Management at the Penza Institute of Advanced Training of Doctors, a branch of the Federal State Budgetary Educational Institution of Additional Professional Education «Russian Medical Academy of Continuing Professional Education» of the Ministry of Health of the Russian Federation, 440060 Penza, Stasov St., 8A; e -mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.; ORCID 0000-0001-9309-2853; SPIN-code: 8288-6706
Меньшикова Лариса Ивановна - D. Sc. (Medicine), Professor, Professor of the Department of Healthcare Organization and Public Health with a course in health technology assessment at the Russian Medical Academy of Continuing Professional Education of the Ministry of Health of the Russian Federation, 125993, Moscow, 2/1 Barricadnaya str., b. 1; Professor of the Department of Health Organization and Public Health with a course in Nursing Management at the Penza Institute of Advanced Training of Doctors, a branch of the Federal State Budgetary Educational Institution of Additional Professional Education «Russian Medical Academy of Continuing Professional Education» of the Ministry of Health of the Russian Federation, 440060 Penza, Stasov St., 8A;; ORCID 0000-0002-3034-9014; SPIN-код: 9700-6736
Medvedeva Olga Vasilievna - D.Sc. (Medicine), Full Professor, Head of the Scientific and Analytical Center of Scientific Medicine Clinic LLC, 109559, Moscow, Krasnodarskaya str. 52, b. 2; Professor of the Department of Medical Pedagogy, Philosophy and Foreign Languages of the Russian Medical Academy of Continuing Professional Education of the Ministry of Health of the Russian Federation, 125993, Moscow, Barrikadnaya St., 2/1, b. 1; ORCID: 0000-0002-3637-9062; SPIN-code: 8808-5837
Статья получена: 01.06.2025 г.
Принята к публикации: 25.09.2025 г.
URL: http://www.healthproblem.ru/magazines?textEn=1694 (date of access: 08.10.2025).