Научно-практический рецензируемый журнал
"Современные проблемы здравоохранения
и медицинской статистики"
Scientific journal «Current problems of health care and medical statistics»
Новости научно-практического рецензируемого журнала
Больше новостей

Диагностика и профилактика преждевременного старения

Организация здравоохранения

RESULTS OF MEASURES TO REDUCE THE SHORTAGE OF MEDICAL SPECIALISTS IN KRASNOYARSK KRAI FROM 2020 TO 2024

E.Y. Kuklin1, P.A. Vdovenko2,3, D.A. Brusentsov1, R.A. Adamyan1
1. Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Prof. V.F. Voino-Yasenetsky Krasnoyarsk State Medical University» of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation, Krasnoyarsk
2. Federal Research Center «Krasnoyarsk Scientific Center of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences», separate subdivision Research Institute for Medical Problems of the North, Krasnoyarsk
3. Krasnoyarsk Interdistrict Children's Clinical Hospital No. 5, Krasnoyarsk
Full file PDF (420 Kb)
УДК 614.23

DOI 10.24412/2312-2935-2025-3-650-666

 

 

РЕЗУЛЬТАТЫ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СНИЖЕНИЮ ДЕФИЦИТА МЕДИЦИНСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ С 2020 ПО 2024 ГОД

 

Е. Ю. Куклин1, П. А. Вдовенко 2,3, Д. А. Брусенцов1, Р. А. Адамян1

 

1ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения Российской Федерации,

г. Красноярск

2ФГБНУ «Федеральный исследовательский центр «Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук» - обособленное подразделение Научно-исследовательский институт медицинских проблем Севера, г. Красноярск

3КГБУЗ «Красноярская межрайонная детская клиническая больница №5», г. Красноярск

 

Введение. Реализация профессиональных стандартов подготовки медицинских специалистов завершается прохождением аккредитации и позволяет снижать дефицит кадров в практическом звене здравоохранения. Первичную специализированную аккредитацию проходят специалисты, прошедшие программу подготовки кадров высшей квалификации и дополнительных профессиональных программ. Для них процедура состоит из этапа тестирования, второго этапа с оценкой практических знаний и умений. Медицинские работники считаются прошедшими аккредитацию специалиста с момента внесения данных о ее прохождении в Единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения.

Цель исследования: провести анализ результатов пройденной аккредитации специалистов в период с 2020 по 2024 годы, для понимания текущей ситуации и предложения мер по улучшению прохождения процедуры аккредитации, тем самым снижая дефицит кадров здравоохранения.

Материалы и методы: проанализировано 3514 курсантов, подавших заявления для прохождения первичной специализированной аккредитации. Накопление, корректировку, систематизацию полученных результатов осуществляли в электронных таблицах Office Excel.

Результаты и обсуждение. С 2020 года по 2024 год площадкой для прохождения аккредитации воспользовались 3514 человек. Количество иногородних участников с 2020 года по 2021 год увеличилось на 8%, к 2022 году составило 15%, к 2023 году присоединились участники с Дальнего Востока с результатом 22%, а в 2024 году рост составил 45% по сравнению с 2020 годом за счет участия специалистов из Казахстана и Киргизии. Количество не прошедших испытание специалистов остается стабильно не высоким. В 2020 году не прошли аккредитацию 5%, в 2021 году 3%, в 2022 году 6%, в 2023 году 10%, в 2024 году 9% испытуемых. По итогам 2024 года из 9% не прошедших испытание 3% заявленных просто не пришли для прохождения первого и второго этапов испытаний.

Заключение. По результатам исследования выявлены сложности прохождения аккредитации специалистов, предложены решения для снижения дефицита кадров здравоохранения.

 

Ключевые слова: аккредитация, врач, симуляционный центр, первичная специализированная аккредитация, врачи стажеры, Красноярская медицинская палата

 

RESULTS OF MEASURES TO REDUCE THE SHORTAGE OF MEDICAL SPECIALISTS IN KRASNOYARSK KRAI FROM 2020 TO 2024

 

E.Y. Kuklin1,P.A. Vdovenko 2,3, D.A. Brusentsov 1, R.A. Adamyan 1

 

1Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Prof. V.F. Voino-Yasenetsky Krasnoyarsk State Medical University» of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation,  Krasnoyarsk

2Federal Research Center «Krasnoyarsk Scientific Center of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences», separate subdivision Research Institute for Medical Problems of the North, Krasnoyarsk

3Krasnoyarsk Interdistrict Children's Clinical Hospital No. 5, Krasnoyarsk

 

Introduction. Implementation of professional standards of medical specialists training is completed by passing accreditation and allows to reduce the shortage of personnel in the practical link of health care. Primary specialized accreditation is carried out by specialists who have passed the training program of higher qualification and additional professional programs. For them, the procedure consists of a testing stage and a second stage with assessment of practical knowledge and skills. Medical workers are considered to have passed specialized accreditation from the moment of entering data on its passing into the Unified State Information System in the field of health care.

Purpose of the study: to analyze the results of passed accreditation of specialists in the period from 2020 to 2024, to understand the current situation and to propose measures to improve the accreditation procedure, thereby reducing the shortage of health care personnel.

Materials and methods: 3514 cadets who applied for primary specialized accreditation were analyzed. Accumulation, correction, systematization of the obtained results were carried out in Office Excel spreadsheets.

Results and discussion: From 2020 to 2024, 3514 people used the platform for accreditation. The number of non-resident participants from 2020 to 2021 increased by 8%, by 2022 amounted to 15%, by 2023 participants from the Far East joined with the result of 22%, and in 2024 the growth amounted to 45% compared to 2020 due to the participation of specialists from Kazakhstan and Kyrgyzstan. The number of failed specialists remains consistently low. In 2020, 5% did not pass accreditation, in 2021 3%, in 2022 6%, in 2023 10%, in 2024 9% of test takers. At the end of 2024, of the 9% of non-testees, 3% of applicants simply did not show up for the first and second stages of testing.

Conclusion. According to the results of the study the difficulties of passing the accreditation of specialists are revealed, solutions to reduce the shortage of health care personnel are proposed.

 

Keywords: accreditation, doctor, simulation center, primary specialized accreditation, trainee doctors, Krasnoyarsk Medical Chamber

 

Введение. В России продолжает выполняться совершенствование качества подготовки квалифицированных кадров с высшим медицинским образованием для практического здравоохранения. С 1 января 2016 года произошел переход от сертификации к первичной специализированной аккредитации, а с 2020 года к специализированной аккредитации стали привлекаться лица, получившие дополнительное профессиональное образование по программе профессиональной переподготовки [1]. В Красноярском крае действует единая площадка для прохождения первичной специализированной аккредитации на базе ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения Российской Федерации (КрасГМУ), соответствующая стандартам РОСОМЕД.

С момента запуска в работу аккредитации не утихают споры об ее необходимости, причинах появления и результативности. Однако, в процедуру аккредитации заложены основы государственных образовательных и профессиональных стандартов. Оба стандарта содержат перечень и компетенции, необходимые для оказания помощи медицинскими и фармацевтическими работниками и, по мнению разработчиков, являются достаточными для демонстрации результатов подготовки в ординатуре и по программе переподготовки. Методы раскрытия компетенций, приобретенных во время обучения, легли в основу методических рекомендаций Методического центра аккредитации, для обеспечения высокой объективности, обоснованности и принятия оценок испытуемыми.

Наравне с обсуждением реализации профессиональных стандартов подготовки медицинских кадров, решается возможность снижения дефицита кадров в практическом звене с реализацией не только в общем его сегменте, но и в узкоспециализированном [2]. С целью снижения дефицита медицинских кадров, к 2022 году уже достигшем 84,7 тысячи человек, был активно реализован законопроект о привлечении ординаторов после первого года обучения в практическое здравоохранение с оказанием квалифицированной узкоспециализированной медицинской помощи [3]. В условиях, когда одномоментно привлечь дополнительные кадры к снижению дефицита врачей нет возможности, привлечение в практическое здравоохранение 41-ну тысячу молодых специалистов, ординаторов после первого года обучения, стало разумным и своевременным решением задачи. В итоге, с 1 апреля 2024 года к работе допустили ординаторов, завершивших базовое образование по одной из специальностей — «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело», «Стоматология», «Остеопатия», «Медицинская биохимия», «Медицинская биофизика», «Медицинская кибернетика» — после промежуточной аттестации первого года обучения и при условии успешно пройденной первичной аккредитации [4].

Ранее в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н на должность врача-стажера мог быть назначен только врач, который менял профиль специальности, либо имел более чем пятилетний перерыв в работе. В этом случае он занимал должность стажера на период прохождения профессиональной переподготовки для получения компетенций, которые требуются для самостоятельной работы [3]. С апреля 2024 года такую возможность получили ординаторы по 78 специальностям после первого года обучения и прохождения промежуточной аттестации.

Допуск ординаторов в практическое звено имеет ряд положительных аспектов:

  • опыт пройденной первичной аккредитации не теряется, и общеврачебные навыки можно оттачивать на практике;
  • промежуточная аттестация после первого года обучения стимулирует ответственность ординатора при получении знаний по узкоспециализированной специальности;
  • ординатор, работая врачом-стажером по осваиваемой специальности, прикрепляется к опытному наставнику, что позволяет ускорить передачу опыта и развивает программу наставничества на местах;
  • способствует получению практического опыта работы первичного звена у врача ординатора с документацией, программами, а также коммуникации с пациентом;
  • привлечение специалистов в первичное звено стабилизирует кадровую ситуацию в области здравоохранения [3].

Решение кадрового дефицита - это основная задача не только высших учебных заведений с программой по каждой специальности, но и Симуляционного центра с программой подготовки практических навыков с реализацией в практическом здравоохранении, в т.ч. манипуляционных и операционных. Итогом подготовки по каждой специальности является прохождение испытаний с результатом не менее 70%. Первичную специализированную аккредитацию проходят специалисты, прошедшие программу подготовки кадров высшей квалификации и дополнительных профессиональных программ [5]. Для них процедура состоит из этапа тестирования, где аккредитуемый во время прохождения испытания должен продемонстрировать теоретические знания по специальности, отвечая на 80 вопросов из более трех тысяч в базе данных. Этап ответственный, требует внимательности и концентрации. Для его прохождения дается три попытки с интервалом в один день, ознакомлением с результатом тестирования, согласием с результатом, написанием заявления о повторном прохождении тестирования. Процедура пересдач всегда огорчает членов подкомиссий, это связано не только с негативной оценкой подготовки испытуемых, но и является оценкой результата работы профессорско-преподавательского состава университета. Аккредитуемым следует иметь в виду, что их неудачи, так же отражаются и на работе подкомиссий, что должно стимулировать к лучшей подготовке к аккредитации.

Во время прохождения второго этапа аккредитации оценивается основной этап практических знаний и умений. При этом испытуемому предоставляется возможность продемонстрировать симуляцию работы в условиях оказания экстренной помощи, продемонстрировать навык сердечно-легочной реанимации, работы с выяснением причин обращения пациента за медицинской помощью. Специализированные навыки без практических умений сдать крайне сложно, это отвечает требованиям проверки умений испытуемого [6]. В последние годы направление случайного выбора сценариев для оценки специализированных навыков аккредитуемого развивается в сторону усложнения, что отражает ожидания практического здравоохранения от молодого специалиста на рабочем месте. Дополнительным испытанием является решением ситуационных заданий, которое отвечает требованиям справедливой оценки и раскрывает логическое и практическое мышление специалиста, умение применять наработанные во время прохождения обучения навыки диагностики и лечения. У специалиста есть три попытки пройти процедуру аккредитации. В случае если все попытки завершились неудачно, специализированная подкомиссия признает его непрошедшим аккредитацию и не дает ему разрешение вести медицинскую деятельность. Медицинские работники считаются прошедшими аккредитацию специалиста с момента внесения данных о ее прохождении в Единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения [6].

Первичную специализированную аккредитацию с 2023 года могут пройти врачи-специалисты, которые прошли обучение на территории иностранного государства.

Большая часть подготовки к прохождению первичной специализированной аккредитации отведена на самостоятельную тренировку: прохождение тестирования, решение ситуационных задач. Отработка навыков работы на симуляторах для прохождения практического этапа аккредитации проходит с привлечением специалистов кафедр экспертного уровня на площадку для проведения аккредитации [7, 8]. С 2024 года на базе центра симуляционных технологий подготовлено 16 симулированных пациентов для тренировки практических навыков, сбора жалоб и общения с пациентом. Для осуществления оценки навыков и умений во время прохождения аккредитуемых станций с использованием симуляционного оборудования на площадке используется более 517 единиц оборудования.

Цель исследования - провести анализ результатов пройденной аккредитации специалистов в период с 2020 по 2024 годы, для понимания текущей ситуации и предложения мер по улучшению прохождения процедуры аккредитации, тем самым снижая дефицит кадров здравоохранения.

Для достижения цели необходимо решить ряд задач: необходимо определить количество уведомлений об аккредитации, провести анализ итоговых результатов испытания, выявить причины успешного и неудачного прохождения испытания.

Материалы и методы: в исследование вошли анализ по 3514 курсантов, подавших заявления для прохождения первичной специализированной аккредитации в единую площадку для прохождения испытания. Накопление, корректировку, систематизацию полученных результатов осуществляли в электронных таблицах Office Excel.

Результаты и обсуждение. Организация процедуры аккредитации потребовала усилий по согласованию графика проведения испытаний на базе симуляционного центра –площадки для прохождения аккредитации в Красноярском крае по 66 специальностям с председателем и секретарём независимой ассоциации «Красноярская медицинская палата». Согласование является важным этапом в соблюдении условий Приказа № 709н "Об утверждении Положения об аккредитации специалистов", по условиям которого симуляционный центр КрасГМУ осуществляет только техническое сопровождение деятельности аккредитационных подкомиссий, создавая комфортные условия по количеству станций для прохождения испытаний, симуляционного оборудования, манекенов и муляжей лекарственных средств.

Привлеченные сотрудники кафедр по специальности проводимой аккредитации успешно справляются с симуляцией сценариев Методического центра аккредитации специалистов, позволяя аккредитуемому продемонстрировать свои знания по стандарту подготовки, а членам подкомиссии по специальности правильно оценить знания во время испытания.

Проведение одного из годовых циклов специализированной аккредитации ординаторов и врачей после переподготовки в летний период с июня по август, оказалось очень мудрым решением. Ординаторы и врачи с переподготовки в завершении образовательной программы проходят подготовку по общеврачебным и специализированным навыкам и показывают лучший результат в аккредитации. Аккредитованные специалисты не теряют год, а участвуют в конкурсах в ординатуру и аспирантуру, проходящих традиционно в августе. Их подготовка к аккредитации позволяет показывать лучший балл в тестировании при поступлении в ординатуру и, следовательно, высокий рейтинг в конкурсе. В летний отпускной период лечебные учреждения Красноярского края испытывают дефицит кадров, а выпускники после аккредитационного испытания готовы приступить к работе в учреждения края, и большинство главных врачей активно используют данную возможность. Заявительный характер аккредитации позволяет иногородним врачам, прошедшим профессиональную переподготовку в своем городе, в последующем заявиться к участию в испытании на площадке, пройти аккредитацию в июле и продолжить вектор своего образования дальше по всей территории России. Данная позиция независимой Красноярской медицинской палаты на протяжении последних четырех лет позитивно воспринимается не только испытуемыми Красноярского края, но и соседних регионов. Количество иногородних участников в аккредитации с 2020 года по 2021 год увеличилось на 8%, к 2022 году составило 15%, к 2023 году присоединились участники с Дальнего Востока с результатом 22%, а в 2024 году рост составил 45% по сравнению с 2020 годом за счет участия завершивших обучение специалистов не только с соседних городов, но и специалистов из Казахстана и Киргизии.

Для обеспечения работы по сценарию на станциях общеврачебных и специализированных навыков, требуется большое количество помощников. Если 16 сертифицированных симулированных пациентов свободно работали на станции «консультирование» все время аккредитации, то станции «Экстренная медицинская помощь», «Базовая сердечно-легочная реанимация», специализированные станции требуют привлечения не менее пяти специализированных сотрудников кафедр ежедневно, для ассистирования аккредитуемому во время испытания. Привлечение пяти ассистентов кафедр по каждой специальности ежедневно очень затратное по времени занятие и сопровождается рисками отказа в помощи из-за традиционного ежегодного отпускного периода сотрудников в июле-августе.

Для решения данной задачи в 2024 году были привлечены врачи-стажеры из числа ординаторов первого года, прошедших испытание и проверку навыков по итогам завершения первого года обучения. Реализация данной схемы стала возможной только после принятия на законодательном уровне с 1 апреля 2024 года решения, предоставляющего возможность для работы ординаторам, прошедшим первый год обучения, в качестве врача-стажера [3]. Для работы на площадке проведения аккредитации по итогам прохождения испытаний ординаторами первого года обучения были допущены врачами стажерами 155 человек по 48 специальностям, которые на 92% совпали со специальностями для прохождения аккредитации. Не удалось обеспечить в 2024 году врачами-стажерами специальности по нейрохирургии, урологии, диетологии, детской онкологии. По нашим наблюдениям врачи-стажеры более лояльны к участию в аккредитации по причине продолжения обучения до конца июля по программе ординатуры, знанию сценариев после пройденной первичной аккредитации 6 курса, да и просто возможности побыть экспертом по уже пройденному ранее сценарию. Во время участия врачей-стажеров в аккредитации были замечены активные элементы наставничества с членами аккредитационных подкомиссий из числа практикующих врачей. Стажеры делились своими наблюдениями о прохождении аккредитации коллег, задавали вопросы по специализированным навыкам, знакомились с заведующими отделений и главными врачами, входящими в состав аккредитационных подкомиссий. Большая часть (85%) опрошенных врачей-стажеров отметили полезность привлечения их к аккредитации, ввиду лучшего понимания навыков чек-листов, которые им необходимо освоить в дальнейшем. Так, например, наложение хирургического узла эндоскопическим способом после первого года обучения у ординаторов занимает 40 минут. После одной недели тренировки данного навыка время на его выполнение удалось сократить до 20 минут. Стоит отметить, что по сценарию и видению методического центра процедура должна быть проведена за 10 минут. Важным результатом совместной работы сотрудников Университета, ординаторов и экспертов является создание лояльного отношения к испытанию всех участников аккредитации, а также возможности услышать мнение экспертного сообщества о необходимости улучшения станций для аккредитации.

В Красноярском крае созданы все условия для получения образования по программе высшей школы, организован Симмуляционный центр, профессорско-преподавательский состав вовлечен в подготовку курсантов к прохождению специализированных навыков. В программу подготовки ординаторов первого года обучения включены тренировки по общим врачебным навыкам. В послековидный период с 2020 года по 2024 год площадкой симуляционного центра воспользовались 3514 человек.

Минимальное количество обращений для прохождения аккредитации за этот период было в 2020 и в 2021 годах, 552 и 474 человека соответственно. По всей видимости, из-за снижения количества уведомлений о прохождении испытаний от врачей после переподготовки. Количество же ординаторов оставалось стабильным 312 и 337 человек соответственно (табл.1, табл.2).

 

Таблица1

 Результаты итоговых испытаний по образовательным программам в 2020 году (чел.,%)

образовательная программа

2020

количество заявлений

НЕ прошли аккредитацию

% аккредитованных

Ординатура

312

11

96%

КрасГМУ

243

8

97%

другие учебные заведения

69

3

96%

переподготовка

240

14

94%

КрасГМУ

216

8

96%

другие учебные заведения

24

6

75%

итого

552

25

95%

 

Таблица 2

 Результаты итоговых испытаний по образовательным программам в 2021 году (чел., %)

образовательная программа

2021

количество заявлений

НЕ прошли аккредитацию

% аккредитованных

Ординатура

337

5

99%

КрасГМУ

259

3

99%

другие учебные заведения

78

2

97%

переподготовка

137

7

95%

КрасГМУ

104

3

97%

другие учебные заведения

33

4

88%

итого

474

12

97%

 

В 2022 году после снятия ограничений, вызванных Covid-19, и полного восстановления возможности для прохождения аккредитации, число врачей, изъявивших желание пройти переподготовку и первичную специализированную аккредитацию, увеличилось сразу в 4 раза и составило 558 человек из 917 аккредитующихся (табл. 3).

В последующие 2023 и 2024 годы количество заявившихся для прохождения испытаний было стабильно высоким для нашего региона и составило 775 врачей в 2023 году и 796 врачей в 2024 году (табл.4, табл.5).

  

Таблица3

Результаты итоговых испытаний по образовательным программам в 2022 году (чел., %)

образовательная программа

2022

количество заявлений

НЕ прошли аккредитацию

% аккредитованных

Ординатура

359

6

98%

КрасГМУ

259

4

98%

другие учебные заведения

100

2

98%

переподготовка

558

51

91%

КрасГМУ

347

4

99%

другие учебные заведения

211

47

78%

итого

917

57

94%

 

Таблица 4

Результаты итоговых испытаний по образовательным программам в 2023 году (чел., %)

образовательная программа

2023

количество заявлений

НЕ прошли аккредитацию

% аккредитованных

Ординатура

377

15

96%

КрасГМУ

227

10

96%

другие учебные заведения

150

5

97%

переподготовка

398

60

85%

КрасГМУ

230

29

87%

другие учебные заведения

168

31

82%

итого

775

75

90%

 

Количество врачей, восстанавливающих свои специальности после длительного перерыва и получающих переподготовку остается высоким - 398 врачей в 2023 году и 373 специалиста в 2024 году (табл.4, табл.5).

За четыре года в обществе изменилось отношение к врачебным специальностям. Врачи, покинувшие специальность более 5 лет назад начали возвращаться в профессию, повысилось доверие к специальности и желание помогать людям. Возможно, причинами роста количества врачей по программе переподготовки являются прозрачность, доступность и понятный процесс получения образования по данным программам, а также активность высших медицинских заведений края по привлечению врачей к восстановлению специальности.

Таблица 5

Результаты итоговых испытаний по образовательным программам в 2024 году (чел., %)

образовательная программа

2024

количество заявлений

НЕ прошли аккредитацию

% аккредитованных

Ординатура

423

31

93%

КрасГМУ

280

18

94%

другие учебные заведения

143

13

91%

переподготовка

373

42

89%

КрасГМУ

228

22

90%

другие учебные заведения

145

20

86%

итого

796

73

91%

 

Особое внимание заслуживает анализ лиц, не прошедших аккредитацию. В 2020 году не прошли аккредитацию 5%, в 2021 году 3%, в 2022 году 6%, в 2023 году 10%, в 2024 году 9% испытуемых (табл.1, табл.2, табл.3, табл.4, табл.5). По итогам 2024 года из 9% не прошедших испытание 3% заявленных просто не пришли в Симмуляционный центр для прохождения первого и второго этапов испытаний. Хорошие показатели подготовки аккредитуемых в 2024 году показали выпускники КрасГМУ и Научно-исследовательского института медицинских проблем Севера, у них 6,4 и 5,6% врачей не прошли аккредитацию, а подготовка других учебных заведений требует большего внимания, их испытуемые в 18 % случаев были не успешными. По нашему мнению, заявительный характер прохождения аккредитации значительно расслабляет и не мотивирует заявителя для прохождения экзамена в установленные сроки работы подкомиссии. Немаловажным является то, что из-за неявки на экзамен в назначенный срок, у аккредитуемого теряется количество попыток прохождения испытания, что в дальнейшем усложняет прохождение аккредитации. Надо отметить, что для большинства испытуемых потеря трехкратной возможности пройти испытание в течение первой попытки прохождения всех этапов аккредитации оказалась неизвестной и вызывала удивление, что, по нашему мнению, является возможностью для стимулирования специалистов к своевременной сдаче аккредитации.

Наибольший процент неудач во время аккредитации демонстрируют курсанты из программы переподготовки – в среднем 13% не смогли успешно пройти аккредитацию. Ординаторов, потерпевших неудачу, в два раза меньше (табл.1, табл.2, табл.3, табл.4, табл.5). Опрос курсантов показал, что врачи из переподготовки не владели информацией о возможности прохождения тренировок общеврачебных навыков в симуляционном центре и не обращались в видео-банк навыков, который ежегодно обновляется на электронных ресурсах подготовки к аккредитации. По нашему мнению, это связано с более поздним сроком завершения обучения испытуемых, когда аккредитация и обучение в симуляционном центре в учебной программе не применялась. Мы не исключаем, что необходимо изменить контент последипломного образования с удобным интерфейсом по поиску программ дополнительной подготовки базовых и специализированных навыков и удобному поиску их в сети интернет.

Следует отметить, что большее количество поданных заявлений для прохождения аккредитации было от ординаторов и курсантов переподготовки из КрасГМУ. В 2020 году желание пройти испытание на единой площадке сообщили 459 врачей, в 2021 году 363 человека, в 2022 году почти в 2 раза больше - 606 человек, в 2023 году 457 специалистов, а в 2024 году было 508 заявлений от врачей, прошедших обучение в университете (табл.1, табл.2, табл.3, табл.4, табл.5). От врачей, завершивших образовательную программу в других высших учебных заведениях было подано: в 2020 году - 93 заявления, в 2021 году – 111 заявлений, в 2022 году – 311 заявлений, в 2023 году – 318 заявлений, а в 2024 году – 288 заявлений. (табл.1, табл.2, табл.3, табл.4, табл.5). Распределение поданных заявлений в летний аккредитационный период 2024 году было: от курсантов КрасГМУ - 375 человек (66%), ФГБНУ «Федеральный исследовательский центр «Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук» подано 124 (22%) заявлений и 67 (12%) уведомлений о прохождении аккредитации были получены от курсантов других учебных заведений России. Трехкратный рост количества курсантов других учебных заведений с 2020 по 2024 год, несомненно, подчеркивает открытость высших учебных заведений для профессионального роста врачей. Ввиду их молодого опыта подготовки кадров, в отличии от КрасГМУ, они пользуются повышенным спросом и требуют дополнительного изучения причин предпочтений врачей для получения специальности.

Проведение первичной специализированной аккредитации и обучение по программе переподготовки очень важный и нужный этап подготовки специалистов для практического здравоохранения, требующий серьезных усилий по организации программ обучения с привлечением специалистов Симуляционного центра как для тренировки общих и специализированных навыков, так и для демонстрации готовности специалиста в итоге к аккредитации. Основные наблюдения по организации и итогам проведенных аккредитаций за последние четыре года отражены в выводах данной статьи.

Заключение.

1. С 2020 по 2024 год площадкой симуляционного центра для прохождения аккредитации воспользовались 3514 человек. Из них высокое количество заявлений для прохождения аккредитации подано от курсантов КрасГМУ: В 2020 году 459 врачей, в 2021 году 363 человека, в 2022 году 606 человек, в 2023 году 457 специалистов, а в 2024 году было 508 заявлений. Однако наибольший рост количества врачей выпускников узких специальностей в практическое здравоохранение показывают другие учебные заведения с ростом в три раза с 93 заявлений до 300 заявлений с 2020 по 2024 года.

2. С 2023 года увеличилось в 1,5-2 раза количество врачей, желающих пройти обучение по программе переподготовки и вернуться в профессию после длительного перерыва в практике. Такую активность мы связываем с восстановлением доверия к профессии врача у аккредитуемых и активностью институтов последипломного образования с созданием комфортных условий к получению образования.

3. Наибольший процент неудач во время аккредитации демонстрируют курсанты из программы переподготовки – в среднем 13% не смогли успешно пройти аккредитацию. Ординаторов, потерпевших неудачу, в два раза меньше. Хорошие показатели подготовки аккредитуемых в 2024 году показали выпускники КрасГМУ и Научно-исследовательского института медицинских проблем Севера, у них 6,4 и 5,6% врачей не прошли аккредитацию, а подготовка других учебных заведений требует большего внимания, их испытуемые в 18 % случаев были не успешными

4. Выбранное летнее время для аккредитации позволяет привлечь большее количество участников, удобно для прохождения завершения этапа обучения и дальнейшего участия в испытаниях для поступления в аспирантуру и ординатуру. Совместная организация летнего этапа проведения аккредитации с «Красноярской медицинской палатой» позволяет выполнить обязательства перед Министерством здравоохранения и в течение двух месяцев после завершения обучения врача трудоустроить его, что сокращает риски юридических преследований и позволяет наполнить практическое здравоохранение Красноярского края специализированными кадрами сразу после завершения образовательного контура.

5. Опыт привлечения врачей-стажеров для работы ассистентами на станциях аккредитации как помощниками оказания общеврачебных навыков, так и специализированных навыков позволяет решить возникающие сложности с привлечением сотрудников кафедр в летний отпускной период, начинающийся с 25 июня и продолжающийся до 30 августа. Уровень подготовленности специалистов врачей-стажеров, достаточен для работы на станциях второго этапа аккредитации и позволяет выстраивать молодым врачам коммуникацию с наставниками экспертного уровня, входящими в состав подкомиссий, а также получить свой уникальный опыт прохождения аккредитации, наблюдая за действиями выпускников ординаторов.

 

Список литературы

  1. Данилов Е.О. Аккредитация как новая форма допуска врачей к профессиональной деятельности. Медицинское право. 2017;4:18-22
  2. Латышова А.А., Люцко В.В., Несветайло Н.Я. Определение потребности в среднем медицинском персонале для оказания медицинской помощи в амбулаторных условиях на основе нормативного метода. Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2022; 1: 592-604.
  3. Микита О.Ю., Ефимова Е.М., Виноградов А.А., Афанасьева Е.А., Мягченко Е.В., Маренкова О.В. Правовые аспекты допуска ординаторов к осуществлению медицинской деятельности на должностях врачей-стажеров. Медицинское образование и профессиональное развитие. 2023;14 (3):56-67. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2023-14-3-56-67
  4. Мавзютов А.Р. Современная нормативная база, регламентирующая профессиональную подготовку в формате непрерывного медицинского образования (НМО), необходимую для работы по специальностям «бактериология, «вирусология» и «паразитология». Профессиональное образование. 2016;1 (1):109-113. Orcid.org/0000-0001-5943-1882
  5. Амлаев К.Р., Шикина И.Б., Бузин В.Н., Койчуева С.М., Блинкова Л.Н. Факторы, влияющие на мотивацию профессорско-преподавательского состава медицинского университета к эффективной трудовой деятельности. Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2020; 4 DOI 10.24411/2312-2935-2020-00131
  6. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник / под ред. К.Р. Амлаева. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019: 560 с. - DOI: 10.33029/9704-5237-0-OZZ-2019-1-560.
  7. Абасова М.Н. Практическое руководство по аккредитации врачей. 2 этап - практические навыки. Москва: Парето-Принт. 2019:390
  8. Акопян Ж.А., Андреенко А.А., Васильева Е.Ю., Горшков М.Д., Грибков Д.М., Дьяченко Е.В., Зарипова З.А., Зверев А.С., Колыш А.Л., Кубышкин В.А., Лопатин З.В, Олексик В.С., Рипп Е.Г., Свистунов А.А., Сизова Ж.М., Сляднева Н.С., Титков К.В., Хаматханова Е.М., Хлестова Г.В., Ходус С.В., Чучалина Л.Ю., Шубина Л.Б. Специалист медицинского симуляционного обучения. под ред. М.Д. Горшкова. Москва: РОСОМЕД. 2021:500

 

References

  1. Danilov E.O. Akkreditacia kak novaya forma dopuska vrachey k professionalnoy deyatelnosty [Accreditation as a new form of admission of doctors to professional activity]. Medicinskoe pravo [Medical Law]. 2017;4:18-22 (In Russian)
  2. Latyshova AA, Lyutsko VV, Nesvetailo N.Ya. Opredelenie potrebnosti v srednem medicinskom personale dlya okazaniya medicinskoj pomoshchi v ambulatornyh usloviyah na osnove normativnogo metoda. [Determining the need for average medical personnel for outpatient care based on the normative method]. Sovremennye problemy zdravoohraneniya i medicinskoj statistiki. [Current health and medical statistics issues]. 2022; 1: 592-604. (In Russian)
  3. Mikita O.U. Efremova E.M. Vinogradov A.A. Afanasieva E.A. Miagchenko E.V. Marenkova O.V. Pravovye aspekty dopuska ordinatorov k osuchestvleniu medicinskoy deyatelnosty na dolznostyach vrachey-stazerov [Legal aspects of admission of residents to medical activity as trainee physicians]. Medicinskoye obrazovaniye i professyonalnoye razvitie [Medical education and professional development]. 2023;14 (3):56-67 (In Russian)
  4. Mavzutov A.R. Sovremennaya normativnaya baza, reglamentiryushaya professionalnyu podgotovku v formate nepreryvnogo medicinskogo obrazovanya (NMO), neobchodimyu dly raboty po specialnostyam “bakteryologia,i”virusologia” I “parazitologia” [Modern regulatory framework governing professional training in the format of continuing medical education (CME) required for work in the specialties of “bacteriology, ‘virology’ and ‘parasitology’]  Professionalnoe obrazovanie [Professional education]. 2016;1 (1):109-113 (In Russian)
  5. Amlaev KR, Shikina IB, Buzin VN, Koichueva SM, Blinkova LN Faktory, vliyayushchie na motivaciyu professorsko-prepodavatel'skogo sostava medicinskogo universiteta k effektivnoj trudovoj deyatel'nosti. [Factors influencing the motivation of the faculty of the medical university to effective work activity]. Sovremennye problemy zdravoohraneniya i medicinskoj statistiki. [Current health and medical statistics issues]. 2020; 4 (In Russian) DOI 10.24411/2312-2935-2020-00131
  6. Obshchestvennoe zdorov'e i zdravoohranenie : uchebnik [Public health and health: textbook] /ed. K.R. Amlaeva. M.: GEOTAR-Media, 2019: 560 р. (In Russian) DOI: 10.33029/9704-5237-0-OZZ-2019-1-560.
  7. Abasov M.N. Prakticheskoye rukovodstvo po akkreditacii vrachey. 2 etap [A practical guide to physician accreditation. Stage 2 - practical skills]. Moscva: Pareto-print [Moscow: Pareto-Print]. 2019:390
  8. Akopiyan Z.A., Andreenko A.A., Vasilieva E.Y., Gorshkov M.D., Gribkov D.M., Diyachenko E.V., Zaripova Z.A., Zverev A.S., Kolych A.L., Kubishkin V.A., Lopatin Z.V., Oleksik V.S., Ripp E.G., Svistunov A.A., Sizova Z.M., Slednyova N.S., Titkov K.V., Hamathanova E.M., Hlestova G.V., Hodus S.V., Chuchalina L.U., Shubina L.B. Specialist medicinskogo simulazionnogo obuchenya. Pod red. M.D. Gorchkova [Specialist in Medical Simulation Training. ed. by M. D. Gorshkov]. Москва: РОСОМЕД [Moscow: ROSOMED]. 2021:500 (In Russian)

 

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Acknowledgments. The study did not have sponsorship.

Conflict of interests. The authors declare no conflict of interest.

 

Сведения об авторах

Куклин Евгений Юрьевич - кандидат медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой-центр симуляционных технологий, ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 660022, Россия, г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, 1, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ORCID: 0000-0002-2285-0765

Вдовенко Петр Александрович – кандидат медицинских наук, ассистент факультета подготовки медицинских кадров, ФГБНУ «Федеральный исследовательский центр «Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук» - обособленное подразделение Научно-исследовательский институт медицинских проблем Севера, 660022, г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, д. 3Г; заместитель главного врача, КГБУЗ «Красноярская межрайонная детская клиническая больница № 5», 660122, г. Красноярск, ул. Щорса, д. 83, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ORCID: 0009-0006-3037-9316

Брусенцов Денис Андреевич - кандидат медицинских наук, ассистент кафедры-центр симуляционных технологий, ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 660022, Россия, г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, 1, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ORCID: 0000-0001-7830-3587

Адамян Рипсиме Ашотовна - кандидат медицинских наук, ассистент кафедры-центр симуляционных технологий, ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 660022, Россия, г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, 1, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ORCID: 0000-0001-7830-3587

 

About the authors

Kuklin Evgenii Yurievich - Ph.D. (Medicine), Associate Professor, Head of the Department-Center of Simulation Technologies of Prof. V.F.Voyno-Yasenetsky Krasnoyarsk State Medical University of Russia, Ministry of Health of Russia, 660022, Russia, Krasnoyarsk, Partizana Zheleznyak St., 1, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ORCID: 0000-0002-2285-0765

Vdovenko Petr Aleksandrovich - Ph.D. (Medicine), assistant of the Faculty of Medical Personnel Training of the Federal State Budgetary Institution “Federal Research Center ‘Krasnoyarsk Research Center of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences’ - separate subdivision of the Research Institute of Medical Problems of the North, 660022, Krasnoyarsk, Partizan Zheleznyak str. 3G; Deputy Chief Physician, Krasnoyarsk Interdistrict Children's Clinical Hospital No. 5, 83 Shchorsa St., Krasnoyarsk, 660122, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ORCID: 0009-0006-3037-9316.

Brusentsov Denis Andreyevich - Ph.D. (Medicine), Assistant of the Department-Center of Simulation Technologies of Prof. V.F.Voyno-Yasenetsky Krasnoyarsk State Medical University, Ministry of Health of Russia, 660022, Russia, Krasnoyarsk, Partizan Zheleznyak St., 1, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ORCID: 0000-0001-7830-3587.

Adamyan Ripsime Ashotovna - Ph.D. (Medicine), Assistant of the Department-Center of Simulation Technologies of Prof. V.F.Voyno-Yasenetsky Krasnoyarsk State Medical University, Ministry of Health of Russia, 660022, Russia, Krasnoyarsk, Partizan Zheleznyak St., 1, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ORCID: 0000-0001-7830-3587

 

Статья получена: 28.05.2025 г.

Принята к публикации: 25.09.2025 г.

 

Keywords accreditation, doctor, simulation center, primary specialized accreditation, trainee doctors, Krasnoyarsk Medical Chamber

Full file PDF
E.Y. Kuklin, P.A. Vdovenko, D.A. Brusentsov, R.A. Adamyan, RESULTS OF MEASURES TO REDUCE THE SHORTAGE OF MEDICAL SPECIALISTS IN KRASNOYARSK KRAI FROM 2020 TO 2024 // Scientific journal «Current problems of health care and medical statistics». - 2025. - №3;
URL: http://www.healthproblem.ru/magazines?textEn=1678 (date of access: 08.10.2025).

Code to embed on your website or blog:

Article views:
Today 3 | Week 4 | Total: 21