ANALYSIS OF THE ACTIVITIES OF STATE INSTITUTIONS SUBORDINATE TO THE MINISTRY OF HEALTH OF THE RUSSIAN FEDERATION IN 2019-2024 IN PROVIDING PRIMARY HEALTH CARE TO THE POPULATION
DOI 10.24412/2312-2935-2025-3-400-416
АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ МИНИСТЕРСТВУ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, В 2019–2024 ГГ. ПРИ ОКАЗАНИИ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ
Н.Я. Несветайло, Ю.С. Левахина
ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва
Основой системы оказания медицинской помощи является первичная медико-санитарная помощь, которая включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, формированию здорового образа жизни и другие мероприятия. Деятельность федеральных медицинских организаций, главным образом медицинских организаций третьего уровня оказания медицинской помощи – специализированной, в том числе высокотехнологичной, должна быть направлена в том числе на оказание первичной специализированной медицинской помощи в амбулаторных условиях.
Цель. Целью исследования является проведение комплексного анализа деятельности государственных учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Российской Федерации в 2019–2024 гг. при оказании первичной медико-санитарной помощи населению.
Материалы и методы. В соответствии с поставленной целью проведено сплошное ретроспективное (2019–2024 гг.) исследование с использованием данных формы федерального статистического наблюдения №30 «Сведения о медицинской организации» (форма №30) по всем федеральным государственным учреждениям подчинения Министерству здравоохранения Российской Федерации. Динамика показателей оценивалась по темпу прироста в 2024 г. относительно 2019 г. Статистическая обработка результатов проведена с использованием пакета программ Statistica for Windows version 10.0. Качественные данные представлены в виде относительных частот (экстенсивных показателей), при анализе также использовались абсолютные значения показателей.
Результаты. Федеральные медицинские организации подчинения Министерству здравоохранения Российской Федерации включают различные типы: образовательные учреждения высшего образования, национальные медицинские исследовательские центры, санаторно-курортные организации, специализированные центры, оказывающие специализированную медицинскую помощь, в том числе высокотехнологичную, специализированные больницы, научно-исследовательские институты. В исследование были взяты федеральные медицинские организации подчинения Минздраву России, оказывающие медицинскую помощь в амбулаторных условиях и имеющие различные подразделения: поликлинические, клинико-диагностические центры, консультативно-диагностические центры и другие, то есть федеральные медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную, в том числе первичную специализированную медицинскую помощь. Оценка посещений врачей ФГУ подчинения Минздрава России, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, показала прирост числа посещений, преимущественно следующих врачей-специалистов: онкологов, кардиологов, офтальмологов и неврологов, где наибольший удельный вес посещений отмечается у врачей-офтальмологов, врачей-онкологов, врачей-терапевтов и врачей – стоматологов-терапевтов. В целом, анализ посещений врачей ФГУ подчинения Минздрава России, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, показывает положительную динамику по многим врачам-специалистам. Отдельный анализ обращаемости к врачам стоматологического профиля показал увеличение числа посещений, которое связано с увеличением обращаемости населения к врачам стоматологам детским и стоматологам-ортопедам. Также, в ходе анализа по итогам 2024 года, наблюдается достаточно низкий объем посещений врачей участковой службы на фоне небольшого увеличения удельного веса посещений врачей данных специальностей относительно 2019 г. На основании удельного веса посещений населения врачей-специалистов ФГУ подчинения Минздрава России, а также с учетом целей обращений, сделаны выводы о потребности населения в первичной медико-санитарной помощи и вкладе ФГУ в оказание первичной медико-санитарной помощи населению.
Ключевые слова: первичная медико-санитарная помощь, федеральные государственные медицинские учреждения, посещения
ANALYSIS OF THE ACTIVITIES OF STATE INSTITUTIONS SUBORDINATE TO THE MINISTRY OF HEALTH OF THE RUSSIAN FEDERATION IN 2019-2024 IN PROVIDING PRIMARY HEALTH CARE TO THE POPULATION
Nesvetaylo N.Ya., Levakhina Yu.S.
Russian research Institute of Health of the Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow
The basis of the medical care system is primary health care, which includes measures for the prevention, diagnosis, treatment of diseases and conditions, medical rehabilitation, promotion of a healthy lifestyle, and other measures. The activities of federal medical organizations, primarily medical organizations of the third level of medical care – specialized, including high-tech medical care, should be aimed, among other things, at providing primary specialized medical care in outpatient settings.
Goal. The purpose of the study is to conduct a comprehensive analysis of the activities of state institutions subordinate to the Ministry of Health of the Russian Federation in 2019–2024 in the provision of primary health care to the population.
Materials and methods. In accordance with the set goal, a continuous retrospective (2019–2024) study was conducted using data from the Federal Statistical Survey Form No. 30 “Information about a Medical Organization” (Form No. 30) for all federal state institutions subordinate to the Ministry of Health of the Russian Federation. The dynamics of the indicators were assessed based on the growth rate in 2024 compared to 2019. Statistical processing of the results was carried out using the Statistica for Windows version 10.0 software package. Qualitative data are presented in the form of relative frequencies (extensive indicators), and absolute values of indicators were also used in the analysis.
Results. Federal medical organizations subordinate to the Ministry of Health of the Russian Federation include various types: higher education institutions, national medical research centers, sanatoriums, specialized centers providing specialized medical care, including high-tech care, specialized hospitals, and research institutes. The study included federal medical organizations subordinate to the Russian Ministry of Health that provide medical care in outpatient settings and have various divisions, such as polyclinics, clinical and diagnostic centers, consultative and diagnostic centers, and others. These are federal medical organizations that provide primary medical care, including primary specialized medical care.An assessment of visits by doctors of the Federal State Institution subordinated to the Ministry of Health of the Russian Federation, providing medical care in outpatient conditions, showed an increase in the number of visits, mainly by the following specialists: oncologists, cardiologists, ophthalmologists, and neurologists, where the largest share of visits is observed by ophthalmologists, oncologists, general practitioners, and dentists. In general, the analysis of visits by doctors of the Federal State Institution subordinated to the Ministry of Health of the Russian Federation, providing medical care in outpatient conditions, shows a positive trend for many specialists. A separate analysis of visits to dentists showed an increase in the number of visits, which is associated with an increase in the number of visits to pediatric dentists and orthodontists. Also, in the course of the analysis based on the results of 2024, there is a fairly low volume of visits to district service doctors against the background of a slight increase in the share of visits to doctors of these specialties relative to 2019. Based on the share of visits to the population by specialists of the Federal State Unitary Enterprise of the Russian Ministry of Health, as well as considering the purposes of visits, conclusions are drawn about the population's need for primary health care and the contribution of the Federal State Unitary Enterprise to providing primary health care to the population.
Keywords: primary health care, federal state medical institutions, visits
Введение. Основой системы оказания медицинской помощи является первичная медико-санитарная помощь, которая включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, формированию здорового образа жизни и другие мероприятия, что закреплено Федеральным законом от 21ноября 2011 №323 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации. Первичная медико-санитарная помощь является наиболее доступным и массовым видом медицинской помощи, обеспечивая доступ к медицинским услугам всех слоев населения [1-2]. Оценка качества и полноты оказания первичной медико-санитарной помощи неразрывно связаны с такими медико-демографическими показателями, как численность населения, возрастная структура, ожидаемая продолжительность предстоящей жизни [3].
Первичная медико-санитарная помощь (ПМСП) подразделяется на первичную доврачебную медико-санитарную помощь, первичную врачебную медико-санитарную помощь и первичную специализированную медико-санитарную помощь и оказывается в амбулаторных условиях, основываясь на территориально-участковом принципе. Если первичную врачебную помощь населению оказывают врачи-терапевты участковые, педиатры участковые, врачи общей практики (семейные врачи), то первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается врачами-специалистами разного профиля поликлиник, поликлинических подразделений медицинских организаций, в том числе оказывающих специализированную и высокотехнологичную медицинскую помощь. В настоящее время особое внимание уделяется выбору приоритетных направлений развития ПМСП и поиску наиболее эффективных инструментов для их реализации, так как развитие ПМСП является важнейшей задачей государственной политики в сфере охраны здоровья в Российской Федерации [4–7].
Деятельность федеральных медицинских организаций, главным образом медицинских организаций третьего уровня оказания медицинской помощи – специализированной, в том числе высокотехнологичной, должна быть направлена в том числе на оказание первичной специализированной медицинской помощи в амбулаторных условиях. Плановая мощность клинико-диагностических центров, консультативно-диагностических центров, поликлинических отделений, оснащение современным диагностическим оборудованием позволяет федеральным медицинским организациям, осуществляющим оказание медицинской помощи в амбулаторных условиях, увеличивать доступность и качество оказание медицинской помощи населению, эффективное использование имеющихся ресурсов, что способствует достижению целевых показателей Национального проекта здравоохранения «Продолжительная и активная жизнь» – увеличение ожидаемой продолжительности жизни, в том числе опережающий рост показателей ожидаемой продолжительности здоровой жизни.
Для разработки новых организационных решений, приоритетных направлений деятельности федеральных медицинских организаций, увеличения вклада федеральных медицинских организаций в совершенствование первичной специализированной медицинской помощи населению необходимо понимать текущую ситуацию с оказанием медицинской помощи в амбулаторных условиях, тенденции, эффективность использования плановой мощности, наличие/отсутствие резервов оказания первичной специализированной медицинской помощи на федеральном уровне.
Цель: провести комплексный анализ деятельности государственных учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Российской Федерации в 2019–2024 гг. при оказании первичной медико-санитарной помощи населению.
Материалы и методы. В соответствии с поставленной целью запланировано сплошное ретроспективное (2019–2024 гг.) исследование с использованием данных формы федерального статистического наблюдения №30 «Сведения о медицинской организации» (форма №30) по всем федеральным государственным учреждениям подчинения Министерству здравоохранения Российской Федерации. Динамика показателей оценивалась по темпу прироста в 2024 г. относительно 2019 г. Статистическая обработка результатов проведена с использованием пакета программ Statistica for Windows version 10.0. Качественные данные представлены в виде относительных частот (экстенсивных показателей), при анализе также использовались абсолютные значения показателей.
Результаты. Федеральные медицинские организации подчинения Министерству здравоохранения Российской Федерации включают различные типы: образовательные учреждения высшего образования, национальные медицинские исследовательские центры, санаторно-курортные организации, специализированные центры, оказывающие специализированную медицинскую помощь, в том числе высокотехнологичную, специализированные больницы, научно-исследовательские институты. В исследование были взяты федеральные медицинские организации подчинения Минздраву России, оказывающие медицинскую помощь в амбулаторных условиях и имеющие различные подразделения: поликлинические, клинико-диагностические центры, консультативно-диагностические центры и другие, то есть федеральные медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную, в том числе первичную специализированную медицинскую помощь, поскольку годовые данные форм федерального и отраслевого статистического наблюдения являются основой статистической информации в Российской Федерации и источником для предоставления страновых данных в ВОЗ и иные международные организации.
По данным формы федерального статистического наблюдения №30 «Сведения о медицинской организации», являющейся основным источником статистической информации в Российской Федерации [8,9,10] по итогам 2024 года общее количество юридических лиц ФГУ составило 140 ед., в том числе 31 филиал, в сравнении с 2019 годом динамики по количеству юридически лиц практически не наблюдается, количество филиалов при этом увеличилось на 6 ед.
Для оценки структуры подразделений ФГУ, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, проанализирована динамика изменения таких подразделений, как клинико-диагностические центры, консультативно-диагностические центры и поликлиники (поликлинические отделения). В 2024 году в структуре ФГУ функционировало 4 клинико-диагностических центра, как и в 2023 г., но на 1 ед. меньше, чем в 2019 году; 53 консультативно-диагностических центра (2023 г. – 54ед.), на 5 больше, чем в 2019 году; 16 консультативно-диагностических центра для детей (2023 г. – 17ед.), на 3 больше, чем в 2019 году; 36 поликлиник (поликлинических отделения) (2023 г. – 38 ед.), на 20 больше, чем в 2019 году. Отдельно рассмотрены стоматологии (стоматологические отделения), представленные самой многочисленной группой среди всех подразделений ФГУ: в период с 2019 по 2024 год количество данных подразделений снизилось на 4 ед. по сравнению с 2019 годом (71 ед. в 2019 году) и на 1 ед. по сравнению с 2023 годом (рис. 1).
Рисунок 1. Динамика изменения количества основных подразделений, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, ФГУ в 2019-2024 гг., ед.
Таким образом, основными (преобладающими) структурными подразделениями, оказывающими медицинскую помощь в амбулаторных условиях, являются подразделения стоматологического профиля, консультативно-диагностические центры, поликлинические отделения. Следует отметить, что количество поликлинических отделений ФГУ в 2024 г. увеличилось практически в два раза по сравнению с 2019 г., консультативно-диагностических центров – на 10,4%, при этом количество стоматологических подразделений несколько снизились – на 5,6%. В целом, по сравнению с 2019 г., отмечается увеличение поликлинической базы (плановой мощности) – поликлинических подразделений, которые увеличивают доступность первичной специализированной медицинской помощи на догоспитальном этапе оказания медицинской помощи, что является существенным положительным моментом.
Что касается расположения подразделений ФГУ, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, по типу, что также важно, то в 2024 году, 50% клинико-диагностических центров функционировали на базе медицинских вузов, большая часть консультативно-диагностических центров организована на базе национальных медицинских исследовательских центров (НМИЦ) – 43,4%. Поликлиники и поликлинические отделения функционирует в структуре прочих ФГУ (специализированные федеральные центры, больницы и прочие) – 50,0%, а также значительное количество (44,7%) на базе медицинских вузов. Стоматологические подразделения организованы и функционируют, главным образом на базе медицинских вузов – 81,8% (рис. 2).
Рисунок 2. Распределение основных подразделений, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по типам ФГУ в 2024 г.,%
Общая численность персонала ФГУ в 2024 году составила более 100 тыс. чел., в том числе врачей – более 21 тыс. чел., среднего медицинского персонала – более 33 тыс. чел. Удельный вес штатных должностей персонала ФГУ в подразделениях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, по итогам 2024 года составил 14,1% от числа всех штатных должностей ФГУ, что на 0,1 п.п. выше, чем в 2019 году, в том числе врачей – 20,9% (на 0,4 п.п. ниже, чем в 2019 году), среднего медицинского персонала – 11,7% (на 0,2 п.п. ниже, чем в 2019 году) . В сравнении с 2019 годом, в 2024 году число штатных должностей врачей в подразделениях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, несколько снизилось – на 0,4%, число штатных должностей среднего медицинского персонала также снизилось на 0,2%. В целом же общее число штатных должностей ФГУ в подразделениях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, в 2024 году увеличилось на 0,1% в сравнении с 2019 годом.
По итогам деятельности за 2024 г. в федеральные государственные учреждения подчинения Минздрава России, оказывающие медицинскую помощь в амбулаторных условиях, выполнено 9,5 млн посещений, что на 6,2% больше, чем в 2019 г. и на 3,3% больше, чем в 2023 г. Анализ обращаемости населения в ФГУ, оказывающие медицинскую помощь в амбулаторных условиях, показал, что наиболее востребованы следующие врачи-специалисты: кардиологи, неврологи, онкологи, офтальмологи, врачи стоматологического профиля, травматологи-ортопеды, акушеры-гинекологи, оториноларингологи, педиатры и терапевты. Вклад именно этих врачей в общий объем выполненных посещений составляет 73,4%, или порядка 7,0 млн посещений, что подтверждает развитие именно первичной специализированной медицинской помощи в федеральных медицинских организациях. Наибольшее число посещений в данной группе враче-специалистов приходится на врачей-офтальмологов – порядка 2,0 млн посещений и врачей стоматологического профиля – порядка 1,3 млн посещений, причем с положительной динамикой по отношению к 2019 г. рост на 9,6 и 3,5% соответственно. Высокая обращаемость отмечается к врачам-онкологам – более 860,0 тыс. посещений, по сравнению с 2019 г. число посещений увеличилось на 36,0%. Число посещений населением именно этих врачей кратно превышает обращаемость к другим врачам-специалистам.
По результатам анализа посещений населением врачей-специалистов в динамике отмечается положительная тенденция. Кроме того, проанализированы двунаправленная составляющая – изменение количества выполненных посещений в динамике (2019–2024 гг.) и вклад посещений по отдельным должностям врачей-специалистов в общий объем выполненных посещений, что дает возможность оценить востребованность оказания медицинской помощи по профилю и изменение динамических процессов.
Наибольший удельный вес по числу посещений ФГУ имеют следующие специалисты:
- врачи-офтальмологи – 20,2% от общего числа всех посещений, выполненных в 2024 году, в сравнении с 2019 годом количество посещений к данным специалистам увеличилось на 9,6%;
- врачи-онкологи – 9,1%, в сравнении с 2019 годом количество посещений увеличилось на 36,0%;
- врачи-терапевты – 6,6%, в сравнении с 2019 годом количество посещений незначительно снизилось – на 3,2%;
- врачи – стоматологи-терапевты – 6,8%, в сравнении с 2019 годом количество посещений незначительно снизилось – на 4,5%;
- врачи – акушеры-гинекологи – 5,7%, в сравнении с 2019 годом количество посещений незначительно снизилось – на 8,4%;
- врачи – травматологи-ортопеды – 5,5%, в сравнении с 2019 годом количество посещений увеличилось на 3,5%;
- врачи-кардиологи – 5,7%, в сравнении с 2019 годом количество посещений увеличилось на 14,7%;
- врачи-неврологи – 4,4%, в сравнении с 2019 годом количество посещений увеличилось на 6,8% (рис. 3).
Рисунок 3. Удельный вес посещений врачей ФГУ в 2024 г. от числа всех посещений врачей в ФГУ, динамика изменения числа посещений в 2024 г. относительно 2019 г., %
Анализ показал, что по некоторым врачам-специалистам обращаемость населения снижается, но в общем объеме выполненных посещений они имеют достаточно большой удельный вес. На рисунке 4 представлена общая картина изменения процесса оказания медицинской помощи врачами-специалистами, которая демонстрирует сдвиг обращаемости – снижение/увеличение с максимальным отклонением в динамике.
Таким образом, отмечена положительная динамика количества посещений врачей-специалистов: кардиологов, неврологов, онкологов, офтальмологов, врачей стоматологического профиля, травматологов-ортопедов и отрицательная – врачей-терапевтов, педиатров, оториноларингологов, акушеров-гинекологов. Отдельно проведен анализ обращаемости населения к врачам стоматологического профиля, который показал, что увеличение числа посещений связано с увеличением обращаемости населения к врачам стоматологам детским и стоматологам-ортопедам (Рисунок 5).
Рисунок 4. Изменение количества посещений врачей-специалистов в динамике (2024 г. относительно 2019г.) (*стоматологи – врачи стоматологического профиля - стоматологи, стоматологи детские, стоматологи-ортопеды, стоматологи-терапевты, стоматологи-хирурги), посещений
Рисунок 5. Изменения количества посещений врачей стоматологического профиля в динамике (2024 г. относительно 2019 г.), посещений
На остальных врачей-специалистов, кроме наиболее востребованных, ведущих амбулаторный прием, приходится 26,6% от общего числа выполненных посещений, причем изменение посещений в динамике различное, например, отмечено снижение количества посещений врачей-инфекционистов на 44,1%, врачей по лечебной физкультуре на 56,1% и увеличение посещений врачей-ревматологов на 80,0%, врачей-пульмонологов на 19,2%, врачей-психотерапевтов на 60,3% и так далее, причем удельный вес посещений данной группы врачей в общем объеме составляет от 0,1 до 1,5%.
Результаты исследования показывают, что кроме первичной специализированной медицинской помощи, федеральные медицинские организации оказывают и первичную врачебную медицинскую помощь населению – это деятельность врачей участковых терапевтов, педиатров и врачей общей врачебной практики. Объем посещений данной группы врачей незначительный, в 2024 г. составил порядка 253,0 тыс., или 2,6% от общего объема выполненных посещений. Отмечается, что в динамике, относительно 2019 г., увеличение количества посещений данных врачей практически не наблюдалось и составило только 0,5%. Тем ни менее отмечается следующая тенденция: в 2024 г. относительно 2019 г существенно снизилось число посещений врачей общей практики – на 23,6%., но увеличилось число посещений участковых терапевтов – на 64,6%, что компенсировало потери посещений врачей общей практики и сохранило общее количество посещений при оказании первичной врачебной медицинской помощи населению. Также следует отметить, что деятельность врача-педиатра участкового в анализируемом периоде отмечается с 2021 г., при этом объем посещений незначительный – порядка 1,8 тыс. в 2024 г., что свидетельствует о достаточно низкой востребованности данного вида первичной медицинской помощи, оказываемой федеральными медицинскими организациями.
Обсуждение.
Заключение. В 2024 году по сравнению с 2019 годом общПо результатам проведенного нами исследования установлено, что в анализируемом периоде, в деятельности поликлинических отделений (клинико-диагностических центров, консультативно-диагностических центров) федеральных медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, наблюдалась тенденция к увеличению обращаемости населения с целью получения первичной медико-санитарной помощи, главным образом первичной специализированной медицинской помощи. Объем посещений по оказанию первичной врачебной медицинской помощи составляет порядка 2,5% в общем объеме посещений федеральных медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь населению в амбулаторных условиях, и стабилен в динамике. Увеличение объема посещений по первичной специализированной медицинской помощи в федеральных медицинских организациях в современных условиях объективно, так как своевременное проведение консультативно-диагностических мероприятий на догоспитальном этапе в медицинских организациях третьего уровня – оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи, существенно влияет на своевременность госпитализаций и исход оказания медицинской помощи в условиях стационара. Исследование показало, что порядка 90% выполненных посещений относятся к посещениям по поводу заболевания, тогда как в медицинских организациях подчинения субъекту Российской Федерации данный показатель составляет 60,0%, то есть в федеральных медицинских организациях процессы оказания медицинской помощи выстроены со сдвигом в сторону заболеваний, что объективно и соответствует типу медицинской организации и уровню оказания медицинской помощи в амбулаторных условиях.
Так, темпы увеличения числа посещений в анализируемом периоде составили 6,2%. Объем посещений к наиболее востребованным врачам-специалистам (кардиологи, неврологи, онкологи, офтальмологи, врачи стоматологического профиля, травматологи-ортопеды, акушеры-гинекологи, оториноларингологи, педиатры и терапевты) составил 73,4% в общем объеме выполненных посещений и имеет тенденцию к увеличению. Объем посещений по оказанию первичной врачебной помощи незначительный, без увеличения в динамике, учитывая уровень оказания медицинской помощи, и касается незначительного количества прикрепленного населения. Следует отметить, что по данным формы №30, мы можем оценить только объем выполненных посещений в целом и в разрезе врачей-специалистов, цели обращения (по заболеванию или профилактике), но мы не можем оценить результативность проведенных консультаций в части уточнения/изменения диагноза пациента, направления на госпитализацию – экстренно/планово, в том числе в стационар, по факту обращения пациента за консультативно-диагностической услугой, то есть это можно назвать «прямой маршрутизацией». Также следует отметить, что увеличение обращаемости населения, причем существенное, к таким врачам-специалистам, как кардиологи, онкологи, травматологи-ортопеды, офтальмологи и другие, свидетельствует о высокой потребности населения в оказании медицинской помощи и говорит о необходимости анализа причин, так как данные врачи-специалисты оказывают первичную специализированную медицинскую помощь и в медицинских организациях подчинения субъекту Российской Федерации.ая сеть федеральных государственных учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Российской Федерации, не претерпела значительных изменений.
Количество основных подразделений, оказывающих первичную медико-санитарную помощь на базе ФГУ, в 2024 году в сравнении с 2019 годом остаётся примерно одинаковым, без выраженного прироста или снижения, исключение составляют поликлиники (поликлинические отделения), общее число которых в 2024 году увеличилось практически в два раза (с 16 ед. в 2019 году до 36 ед. в 2024 году). При этом большая часть данных подразделений функционирует в структуре медицинских высших учебных заведений и прочих ФГУ (больницы, федеральные центры и другие). Наибольший удельный вес консультативно-диагностических центров отмечен в структуре национальных медицинских исследовательских центров (НМИЦ) – 43,4%, а наибольший удельный вес клинико-диагностических центров и стоматологий – в структуре медицинских вузов – 81,8%.
Штатные должности персонала ФГУ в подразделениях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, в 2024 году не претерпели значительных изменений в сравнении с 2019 годом, но все же имеется некоторое снижение удельного веса штатных должностей, в том числе врачебного и среднего медицинского персонала, оказывающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях, однако темпы снижения несколько ниже, чем в целом по Российской Федерации.
Увеличение структурных подразделений, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, главным образом первичную специализированную, на базе ФГУ, обусловило увеличение общего количества выполненных посещений в 2024 году на 6,2% по сравнению с 2019 г. и на 3,3% по сравнению с 2023 г.
Необходимо отметить, что наиболее востребованы населением следующие врачи-специалисты: кардиологи, неврологи, онкологи, офтальмологи, врачи стоматологического профиля, травматологи-ортопеды, акушеры-гинекологи, оториноларингологи, педиатры и терапевты, объем оказанной ими медицинской помощи составляет 73,4% от общего числа выполненных посещений и увеличивается в динамике, причем лидируют посещения врачей-офтальмологов и врачей стоматологического профиля.
Также следует отметить, что по результатам исследования деятельности федеральных медицинских организаций выявлено, что наибольший объем посещений приходится на оказание первичной специализированной медицинской помощи, в структуре которой преобладает (порядка 90,0%) оказание медицинской помощи при обращении по заболеванию, тогда как в целом по Российской Федерации и в медицинских организациях подчинения субъекту Российской Федерации данный показатель составляет 60,0%, что объективно, так как ФГУ, должны прежде всего проводить консультативно-диагностические и лечебные мероприятия, учитывая наличие высококвалифицированных врачей-специалистов и третий уровень оказания медицинской помощи.
Таким образом, на основании первичных статистических данных формы федерального статистического наблюдения №30 «Сведения о медицинской организации» за 2024 год при сравнении с 2019 г. и по некоторым показателям с 2023г. можно сделать выводы о том, что при оказании первичной медико-санитарной помощи населению, преобладает оказание первичной специализированной медицинской помощи с четкой положительной динамикой, как в организации структурных подразделений в амбулаторных условиях, так и в увеличении объема выполненных посещений.
При этом необходимо проведение дальнейшего исследования и оценки эффективности как использования ресурсов, задействованных в оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях, так и оказания непосредственно медицинской помощи населению по заболеваниям и проведения консультативно-диагностических исследований.
Список литературы
- Васильев, В. В. Первичная медико-санитарная помощь: Определение, принципы и особенности реализации в разных странах. Научно-практический подход. 2025; S2:207-211. – EDN TFALIQ.
- С. Мамонова, А. С. Мамонова. Некоторые аспекты первичной медико-санитарной помощи в муниципальном здравоохранении. Вестник Ивановской медицинской академии. 2007;12(3-4):43-44. – EDN KWFEQR.
- Краснов, А. Е. Показатели первичной медико-санитарной помощи населению с учетом медико-демографических особенностей региона А. Е. Краснов, Э. Н. Мингазова. Менеджер здравоохранения. 2023;11(10-16) – DOI 10.21045/1811-0185-2023-11-10-16. – EDN AEPELP.
- Задворная О.Л. Проблемы и направления развития первичной медико-санитарной помощи. Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2021;3(653–672).
- Шейман И.М., Шевский В.И., Сажина С.В. Приоритет первичной медико-санитарной помощи – декларация или реальность? Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание] 2019; 65(1). URL: http: vestnik.mednet.ru. content. view.1043.30. lang, ru. DOI: 10.21045/2071‑5021‑2019‑65‑1‑3.
- Руголь Л.В., Сон И.М., Меньшикова Л.И. Влияние кадрового обеспечения первичной медико-санитарной помощи на эффективность ее деятельности. Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание] 2020; 66(3):9. URL: http:vestnik.mednet.ru.content.view.1170.30.lang,ru. DOI: 10.21045.2071‑5021‑2020‑66‑3‑9.
- Руголь Л.В., Сон И.М., Гажева А.В., Михайлова Ю.В., Бантьева М.Н. Проблемы кадровой обеспеченности в аспекте доступности и качества первичной медико-санитарной помощи. Профилактическая медицина. 2019;22(1):4956. DOI: 10.17116.20192201149
- Трансформация медицинской статистики в период пандемии новой коронавирусной инфекции (CОVID-19) / О. С. Кобякова, А. В. Поликарпов, Н. А. Голубев [и др.] // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2021; 29,6:(1439-1445) – DOI 10.32687/0869-866X-2021-29-6-1439-1445. – EDN DXRDUP.
- Оптимизация системы обработки статистической отчетности "МЕДСТАТ " в современных условиях / Е. П. Какорина, А. В. Поликарпов, Н. А. Голубев, Е. В. Огрызко // Врач и информационные технологии. 2016; 1:(44-53). – EDN VPPXRN.
- Модернизация системы годовой статистической отчетности на основе первичных данных / Н. А. Голубев, О. С. Кобякова, А. А. Лисненко [и др.] // Меняющийся мир официальной статистики здравоохранения: субъектность & глобализм: Материалы Третьего съезда медицинских статистиков города Москвы, Москва, 23–24 сентября 2021 года. – Москва: Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы", 2021;(32-34). – EDN FYOEDD.
References
- Vasil'ev, V. V. Pervichnaya mediko-sanitarnaya pomoshch': Opredelenie, principy i osobennosti realizacii v raznyh stranah [Primary Health Care: Definition, Principles, and Implementation in Different Countries]. Nauchno-prakticheskij podhod [Scientific and practical approach] 2025; S2: 207-211. (In Russian)
- Mamonova, N. S. Nekotorye aspekty pervichnoj mediko-sanitarnoj pomoshchi v municipal'nom zdravoohranenii [Some aspects of primary health care in municipal healthcare]. Vestnik Ivanovskoj medicinskoj akademii [Bulletin of the Ivanovo MEDICAL Academy] 2007;( 3-4): 43-44 (In Russian)
- Krasnov A.E. Pokazateli pervichnoj mediko-sanitarnoj pomoshchi naseleniyu s uchetom mediko-demograficheskih osobennostej regiona [Indicators of primary medical and sanitary assistance to the population considering medicodemographic characteristics of the region]. Menedzher zdravoohraneniya [Manager of Health care] 2023;(11): 10-16. (In Russian)
- Zadvornaya O.L. Problemy i napravleniya razvitiya pervichnoj mediko-sanitarnoj pomoshchi. [Problems and directions of development of primary health care]. Sovremennye problemy zdravoohraneniya i medicinskoj statistiki. [Current problems of health care and medical statistics]. 2021;(3): 653–672 (In Russian)
- Shejman I.M., Shevskij V.I., Sazhina S.V. Prioritet pervichnoj mediko-sanitarnoj pomoshchi – deklaraciya ili real'nost'? [Primary health care priority - declaration or reality?]. Social'nye aspekty zdorov'ya naseleniya. [Social Aspects of Population Health]. 2019; 65(1) (In Russian)
- Rugol L.V., Son I.M., Men'shikova L.I. Vliyanie kadrovogo obespecheniya pervichnoj mediko-sanitarnoj pomoshchi na effektivnost' ee deyatel'nosti. [Influence of primary care staffing on its performance efficiency]. Social'nye aspekty zdorov'ya naseleniya [Social Aspects of Population Health] 2020; 66(3): 9. (In Russian)
- Rugol l.V., Son I.M., Gazheva A.V., Mikhaylova Yu.V., Bantyeva M.N .Problemy kadrovoj obespechennosti v aspekte dostupnosti i kachestva pervichnoj mediko-sanitarnoj pomoshchi. [Problems of personnel provision in terms of access to primary health care and its quality]. Profilakticheskaya medicina. [Preventive Medicine]. 2019; 22(1): 4956 (In Russian)
- Kobyakova O.S.? Polikarpov A.V., Golubev N.A., Ryabkov I.V., Lisnenko A.A. Transformaciya medicinskoj statistiki v period pandemii novoj koronavirusnoj infekcii (COVID-19). [The transformation of medical statistic during pandemic of new coronavirus infection (COVID-19)]. Problemy social'noj gigieny, zdravoohraneniya i istorii mediciny. [Problems of Social Hygiene, Public Health and History of Medicine]. 2021;(29): 1439-1445 (In Russian)
- Kakorina E.P., Polikarpov A.V., Golubev N.A., Ogryzko E.V. Optimizaciya sistemy obrabotki statisticheskoj otchetnosti "MEDSTAT " v sovremennyh usloviyah. [The optimization processing system statistical reporting "MEDSTAT" in contemporary conditions]. Vrach i informacionnye tekhnologii [Medical doctor and information technologies]. 2016; 44-53 (In Russian)
- Golubev N.A., Kobyakova O.S., Lisnenko A.A. Modernizaciya sistemy godovoj statisticheskoj otchetnosti na osnove pervichnyh dannyh [Modernization of the annual statistical reporting system based on primary data]. Menyayushchijsya mir oficial'noj statistiki zdravoohraneniya: sub"ektnost' & globalizm [The Changing World of Official Health Statistics: Subjectivity & Globalism]. 2021: 32-34 (In Russian)
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Acknowledgments. The study did not have sponsorship.
Conflict of interests. The authors declare no conflict of interest.
Сведения об авторах
Несветайло Надежда Яковлевна - заместитель начальника Управления статистики, ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации; 127254, Россия, Москва, ул. Добролюбова, 11; ORCID 0000-0003-3249-4917
Левахина Юлия Сергеевна - главный специалист Управления статистики ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации,; 127254, Россия, Москва, ул. Добролюбова, 11; ORCID 0000-0002-1232-1472
About the authors
Nesvetaylo N.Ya. - deputy Head of the Statistics Department, Federal State Budget Institution «The Central Research Institute for Health Organization and Informatics» of the Ministry of Health of the Russian Federation, 127254, Russia, Moscow, st. Dobrolyubova, 11; ORCID 0000-0003-3249-4917
Yu.S. Levakhina - сhief Specialist of the Department of Statistics, Federal State Budget Institution «The Central Research Institute for Health Organization and Informatics» of the Ministry of Health of the Russian Federation, 127254, Russia, Moscow, st. Dobrolyubova, 11; ORCID 0000-0002-1232-1472
Статья получена: 01.06.2025 г.
Принята к публикации: 25.09.2025 г.
URL: http://www.healthproblem.ru/magazines?textEn=1664 (date of access: 08.10.2025).