STAFFING OF EMERGENCY MEDICAL SERVICES IN THE RUSSIAN FEDERATION AND ITS REGIONS in 2018 – 2023
DOI 10.24412/2312-2935-2025-2-756-772
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЁ СУБЪЕКТАХ в 2018-2023гг.
Ю.В. Михайлова1, Н.Н. Миронова1, Г.А. Введенский2
1ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения «Министерства здравоохранения Российской Федерации, Москва
2ГБУ «Станция скорой и неотложной медицинской помощи им. А.С. Пучкова» Департамента здравоохранения города Москвы, Москва
Введение. С 2025 года в Российской Федерации в рамках Национального проекта «Продолжительная и активная жизнь» начинается реализация федерального проекта по совершенствованию системы оказания экстренной медицинской помощи. Оказание качественной скорой медицинской помощи требует обеспеченности медицинской сферы достаточным количеством квалифицированных медицинских специалистов с уделением особого внимания кадровому обеспечению в регионах страны.
Цель – проанализировать кадровое обеспечение скорой медицинской помощи Российской Федерации и ее субъектов за 2018-2023 гг.
Материалы и методы.Исследовано кадровое обеспечение скорой медицинской помощи в Российской Федерации и ее субъектах с 2018 по 2023гг. Проанализированы годовые отчетные формы федерального статистического наблюдения № 30 «Сведения о медицинской организации». Методы исследования: аналитический и описательной статистики.
Результаты. За 2018 – 2023 гг. в целом по странечисло врачей и фельдшеров скорой медицинской помощи снизилось на 11,6% и 3,1% соответственно.
Анализ обеспеченности врачами скорой медицинской помощи за шестилетний период с 2018-2023 гг. оставался на протяжении ряда лет на уровне 0,7 на 10 000 населения, за исключением 2021 года, когда показатель обеспеченности снизился до 0,6 на 10 000 населения.
Показатель обеспеченности населения фельдшерами скорой медицинской помощи в 2023 году в целом по стране составил 4,7 на 10 000 населения. За период 2018-2023 гг. наблюдается тенденция к снижению этого показателя (с 4,8 до 4,7 на 10 000 населения). Укомплектованность должностями врачей скорой медицинской уменьшилась с 70,2% в 2018 году до 66,5% в 2021 году, но с 2022 года отмечается тенденция к увеличению укомплектованности, которая составила 70,5%, в 2023 году - 73,6%, коэффициент совместительства в 2023 году составил 1,4. В 2023 году укомплектованность должностями фельдшеров скорой медицинской помощи в целом по стране составила 87,4%. За 2018-2023 гг. наблюдается тенденция к снижению укомплектованности с 89,8% в 2018 году до 87,4% в 2023 году. Коэффициент совместительства фельдшеров скорой медицинской помощи составил 1,3.
Обсуждение. Проведенный анализ текущей ситуации в сфере кадрового обеспечения скорой медицинской помощи по субъектам Российской Федерации и федеральным округам показал значительные региональные диспропорции обеспеченности населения кадровыми ресурсами.
Заключение. Анализ обеспеченности и укомплектованности врачами и фельдшерами скорой медицинской помощи показал неравнозначную ситуацию в субъектах Российской Федерации при снижении среднестатистических показателей по стране в целом.
Ключевые слова: скорая медицинская помощь, обеспеченность, укомплектованность, квалификационная характеристика медицинского персонала скорой медицинской помощи
STAFFING OF EMERGENCY MEDICAL SERVICES IN THE RUSSIAN FEDERATION AND ITS REGIONS in 2018 – 2023
Yu.V. Mikhaylova1, N.N. Mironova1, G.A. Vvedenskiy2
1 RIH Russian research Institute of Health
2 GBU "A.S. Puchkov Ambulance and Emergency Medical Care Station" of the Moscow City Health Department
Relevance.From 2025 in the Russian Federation, within the framework of the National Project "Long and Active Life", the implementation of a federal project to improve the emergency medical care system begins. Providing high-quality emergency medical care requires providing the medical sector with a sufficient number of qualified medical specialists, with special attention to staffing in the regions of the country.
The aim is to analyze the staffing of emergency medical services in the Russian Federation and its subjects for 2018-2023.
Materials and methods. The staffing of emergency medical services in the Russian Federation and its subjects from 2018 to 2023 has been studied. The annual reporting forms of the federal statistical office No. 30 "Information about a medical organization" are analyzed.
Results. In 2018-2023, the number of doctors and paramedics in the country decreased by 11.6% and 3.1%, respectively. The analysis of the availability of emergency medical doctors over the six-year period from 2018-2023 remained at 0.7 per 10,000 population for a number of years, with the exception of 2021, when the availability rate decreased to 0.6 per 10,000 population. The rate of provision of the population with paramedics of emergency medical care in 2023 in the whole country amounted to 4.7 per 10,000 population. Over the period 2018-2023, there has been a downward trend in this indicator (from 4.8 to 4.7 per 10,000 population). The staffing of emergency medical doctors decreased from 70.2% in 2018 to 66.5% in 2021, but since 2022 there has been a tendency to increase staffing, which amounted to 70.5%, in 2023 - 73.6%, the rate of part-time employment in 2023 was 1.4. In 2023, the staffing of emergency medical paramedics in general Nationwide, it was 87.4%. In 2018-2023, there is a downward trend in staffing levels from 89.8% in 2018 to 87.4% in 2023. The ratio of part-time paramedics of emergency medical services was 1.3.
Discussions. The analysis of the current situation in the field of emergency medical personnel in the subjects of the Russian Federation and federal districts has shown significant regional disparities in the provision of human resources to the population.
Conclusions.The analysis of the availability and staffing of doctors and paramedics of emergency medical services showed an unequal situation in the subjects of the Russian Federation with a decrease in the average statistical indicators for the country as a whole.
Keywords: emergency medical care, availability, staffing, qualification characteristics of emergency medical personnel
Введение. Развитие и совершенствование системы экстренной медицинской помощи, в числе специализированной, является одним из приоритетных направлений развития здравоохранения. Особая роль данного сектора отечественного здравоохранения обусловлена тем, что за медицинской помощью по поводу неотложных состояний ежегодно обращается каждый 3-й житель страны, каждый 10-й — госпитализируется по экстренным показаниям, более 60 % объема стационарной помощи оказывается в неотложном порядке, более 90 % больничной летальности связано с экстренным характером госпитализации больных и пострадавших, а неотложные патологические состояния, травмы и отравления занимают первое место среди причин смерти у лиц трудоспособного возраста [1].
Сегодня оказание скорой медицинской помощи в России регламентировано Федеральными законами от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Скорая медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядком оказания медицинской помощи - Приказом Минздрава России от 20.06.2013 № 388н «Об утверждении порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи», на основе клинических рекомендаций (с 01.01.2022), с учетом стандартов медицинской помощи. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь предоставляется бесплатно в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (ПГГ), при этом осуществляется бесплатное обеспечение граждан лекарственными препаратами для медицинского применения и медицинскими изделиями. Скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации) оказывается в рамках базовой программы ОМС, а также за счет средств соответствующих бюджетов (в части медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС). Способ оплаты скорой медицинской помощи, оказанной вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации), - по подушевому нормативу финансирования в сочетании с оплатой за вызов СМП. Средние нормативы объема медицинской помощи для СМП вне медицинской организации, включая медицинскую эвакуацию, в рамках базовой программы ОМС на 2023 - 2025 годы - 0,29 вызова на 1 застрахованное лицо; нормативы объема скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, не включенной в территориальную программу ОМС, включая медицинскую эвакуацию, устанавливаются субъектами РФ. Средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи составляют: на 1 вызов СМП за счет средств ОМС – 3288,9 рубля (2023 г.), на 1 случай оказания медицинской помощи авиамедицинскими выездными бригадами СМП при санитарно-авиационной эвакуации, осуществляемой воздушными судами, с учетом реальной потребности (за исключением расходов на авиационные работы) составляет 6841,3 рубля (2023 г.) (за счет средств соответствующих бюджетов). Один из основных критериев доступности и качества скорой медицинской помощи ПГГ - время доезда до пациента бригад СМП при оказании скорой медицинской помощи в экстренной форме не должно превышать 20 минут с момента ее вызова, оно может быть обоснованно скорректировано с учетом транспортной доступности, плотности населения, а также климатических и географических особенностей регионов. Вызовы СМП принимаются в соответствие с Общими принципами приема обращений от населения, поступающих на станции (отделения) скорой медицинской помощи, и определения повода для вызова скорой медицинской помощи (Методические рекомендации Минздрава России от 11.12.2018 № 14- 3/2140926) [6]. Правила организации деятельности персонала медицинской организации, оказывающей СМП, разрабатываются в соответствии с квалификационными требованиями, утвержденными приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» - раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», приказом Минздрава России от 02.05.2023 N 206н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием», приказом Минтруда России от 14.03.2018 N 133н «Об утверждении профессионального стандарта «Врач скорой медицинской помощи», приказом Минтруда России от 13.01.2021 N 3н «Об утверждении профессионального стандарта «Фельдшер скорой медицинской помощи».
Цель исследования: проанализировать кадровое обеспечение скорой медицинской помощи в Российской Федерации и её субъектах за 2018-2023 гг.
Материалы и методы. Исследовано кадровое обеспечение выездных бригад скорой медицинской помощи в Российской Федерации с 2018 по 2023 гг. Проанализированы годовые отчетные формы федерального статистического наблюдения № 30 «Сведения о медицинской организации». Методы исследования: аналитический и описательной статистики.
Результаты. На конец 2023 года в Российской Федерации было 9789 врачей-скорой медицинской помощи (физических лиц), в динамике за 2018-2021 гг. наблюдается тенденция снижения числа врачей-скорой медицинской помощи на 14,3%, в 2022 году число специалистов увеличилось на 135 чел., по сравнению с 2021 годом, в 2023 году число врачей-скорой медицинской помощи увеличилось на 155 чел., в сравнении с предыдущим годом (2018 г. – 11078, 2019 г. – 10615, 2020 г. – 10037, 2021 г. – 9499, 2022 г. – 9634, 2023 г. – 9789). Сведения о количестве и характеристика врачей-скорой медицинской помощи представлены в таблице 1.
Таблица 1
Динамика количества и характеристика врачей-скорой медицинской помощи в Российской Федерации за период с 2018 по 2023 год
№ п/п |
Наименование показателя |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
1. |
Число врачей-скорой медицинской помощи (абс.) |
11078 |
10615 |
10037 |
9499 |
9634 |
9789 |
2. |
Обеспеченность врачами-скорой медицинской помощи (на 10 000 соответствующего населения) |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,6 |
0,7 |
0,7 |
3. |
Доля врачей-скорой медицинской помощи, имеющих высшую квалификационную категорию |
31,4 |
32,4 |
33,0 |
33,6 |
32,5 |
28,0 |
4. |
Доля врачей-скорой медицинской помощи, имеющих первую квалификационную категорию |
16,6 |
15,4 |
15,6 |
14,8 |
13,6 |
8,4 |
5. |
Доля врачей-скорой медицинской помощи, имеющих вторую квалификационную категорию |
3,8 |
3,3 |
3,4 |
3,3 |
2,9 |
2,1 |
6. |
Доля врачей-скорой медицинской помощи, имеющих сертификат специалиста/аккредитацию специалиста |
99,5 |
99,8 |
99,7 |
99,7 |
98,1 |
97,8 |
7. |
Укомплектованность должностями врачей-скорой медицинской помощи в целом по организации (в %) |
70,2 |
68,8 |
68,5 |
66,5 |
70,5 |
73,6 |
8. |
Коэффициент совместительства врачей скорой медицинской помощи |
1,5 |
1,4 |
1,4 |
1,4 |
1,4 |
1,4 |
Показатель обеспеченности населения врачами-скорой медицинской помощи в 2023 году в целом по Российской Федерации составил 0,7 на 10 000 населения и в динамике за 6 лет оставался на одном уровне, за исключением 2021 года (2018 г. – 0,7, 2019 г. – 0,7, 2020 г. – 0,7, 2021 г. – 0,6, 2022 г. – 0,7, 2023 г. – 0,7).
Выше среднероссийского показателя обеспеченности населения врачами-скорой медицинской помощи в 2023 году были зарегистрированы в Северо-Западном (1,1) и Северо-Кавказском (0,8) федеральных округах. На уровне среднероссийского показателя обеспеченности врачами-скорой медицинской помощи зарегистрированы в Центральном (0,7), и Сибирском (0,7) федеральных округах. Ниже среднероссийского показателя обеспеченности населения были отмечены в Уральском (0,4), Приволжском (0,5), Дальневосточном (0,6) и Южном (0,6) федеральных округах.
По субъектам Российской Федерации самые высокие показатели обеспеченности населения врачами-скорой медицинской помощи в 2023 году были зарегистрированы в г. Санкт-Петербург - 2,0 (показатель выше среднероссийского в 2,9 раз), Республике Мордовия - 1,7 (показатель выше среднероссийского в 2,4 раза), Республике Северная Осетия (Алания) - 1,5 (показатель выше среднероссийского в 2,1 раза), Ямало-Ненецком автономном округе - 1,4 (показатель выше среднероссийского в 2 раза), Республике Дагестан - 1,3 (показатель выше среднероссийского в 1,9 раз), Астраханской области - 1,3 (показатель выше среднероссийского в 1,9 раз), Республике Крым - 1,2 (показатель выше среднероссийского в 1,7 раз).
Самые низкие показатели обеспеченности населения врачами скорой медицинской помощи в 2023 году были зарегистрированы в таких субъектах Российской Федерации как Курганская и Еврейская автономная область по 0,1 на 10 тысяч населения; обеспеченность по 0,2 на 10 тысяч населения зарегистрированы в Брянской, Калужской, Псковской, Пензенской, Ульяновской области, Карачаево-Черкесской и Чеченской Республиках; обеспеченность по 0,3 на 10 тысяч населения зафиксирована во Владимирской, Костромской, Липецкой, Орловской, Тульской, Вологодской, Новгородской, Нижегородской, Свердловской, Челябинской областях, Республиках Адыгея, Башкортостан, Марий Эл и Бурятия.
Одним из критериев качества оказания медицинской помощи является уровень подготовки и квалификации медицинских работников.
В 2023 году из 9789 врачей скорой медицинской помощи 28,0% (2738 чел.) имели высшую квалификационную категорию; 8,4% (825 чел.) – первую квалификационную категорию; 2,1% (201 чел.) – вторую категорию.
В динамике за 2018-2023 гг. отмечается тенденция снижения доли врачей-скорой медицинской помощи, имеющих высшую квалификационную категорию, с 31,4% в 2018 году до 28,0% в 2023 году; доли враче-скорой медицинской помощи, имеющих первую квалификационную категорию, с 16,6% в 2018 году до 8,4% в 2023 году; доли врачей скорой медицинской помощи, имеющих вторую категорию, с 3,8% в 2018 году до 2,1% в 2023 году.
В 2023 году доля врачей скорой медицинской помощи, имеющих сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации специалиста, составила 97,8%. В динамике за шесть лет наблюдается тенденция снижения доли врачей скорой медицинской помощи, имеющих допуск к медицинской деятельности с 99,5% в 2018 году до 97,8% в 2023 году.
В 2023 году укомплектованность должностями врачей скорой медицинской помощи в целом по стране составила 73,6%, это самый высокий показатель за весь период наблюдения 2018-2023 гг. Следует отметить самый низкий показатель укомплектованности 66,5% зарегистрирован в 2021 году.
Выше среднероссийского показателя укомплектованности врачами скорой медицинской помощи в 2023 году были зарегистрированы в Сибирском (80,9%), Северо-Западном (80,3%), Уральском (78,3%), Дальневосточном и Приволжском (по 74,7%) федеральных округах. Ниже среднероссийского показателя укомплектованности врачами-скорой медицинской помощи были зарегистрированы в Южном (65,3%), Центральном (68,8%) и Северо-Кавказском (71,6%) федеральных округах.
По субъектам Российской Федерации в 2023 году самые высокие показатели укомплектованности были отмечены в Тюменской области (100%), Республике Башкортостан (98,7%), Республике Тыва (98,2%), в Республиках Коми и Марий Эл (по 97,6%), Республике Мордовия (96,7%), Чукотском автономном округе (96,2%) и Омской области (96,1%).
Самые минимальные показатели укомплектованности в 2023 году были зарегистрированы в Еврейской автономной области (14,1%), Курганской области (19,4%), Владимирской области (31,3%), Камчатском крае (38,8%), Удмуртской Республике (42,4%), Республике Карелия и Тверской области (по 43,1%), Новгородской (46,3%), Тульской (47,1%) областях, Краснодарском крае (48,7%), Курской (49,8%), Смоленской (51,5%), Пензенской (52,4%), Ростовской (52,7%) областях, Республике Карелия (53,4%), Республике Бурятия (53,5%), Костромской области (55,4%).
В 2023 году коэффициент совместительства врачей-скорой медицинской помощи в целом по Российской Федерации составил 1,4. Выше среднероссийского показателя коэффициент совместительства был отмечен в Сибирском (1,6) и Уральском (1,5) федеральных округах. В Северо-Западном, Приволжском и Дальневосточном федеральных округах коэффициент совместительства соответствовал общероссийскому показателю (1,4). Ниже среднероссийского показателя коэффициент совместительства врачей-скорой медицинской помощи был отмечен в Центральном, Южном, и Северо-Кавказском (по 1,3) федеральных округах. Самый низкий коэффициент совместительства врачей скорой медицинской помощи был зарегистрирован в
Среди субъектов Российской Федерации самые высокие коэффициенты совместительства врачей-скорой медицинской помощи были зарегистрированы в Магаданской области (2,1), Ненецком автономной округе (2,0), Курганской области (2,0), Мурманской, Ульяновской областях, Красноярском и Хабаровском крае (по 1,9), Калужской, Липецкой, Вологодской, Саратовской областях, Республике Коми и Марий Эл (по 1,8), Орловской, Нижегородской, Кемеровской, Омской области, Ханты-Мансийском автономном округе (по 1,7). Самый низкий коэффициент совместительства врачей-скорой медицинской помощи был отмечен в Курской, Тамбовской областях и Республике Дагестан (по 1,1), городе Москве и Московской области, Тульской, Ростовской, Оренбургской, Пензенской области, Чувашской Республике, Ставропольском Краснодарском и Забайкальском крае (по 1,2).
На конец 2023 года в Российской Федерации было 69203 фельдшера скорой медицинской помощи. В динамике за 2018-2023 гг. наблюдается тенденция снижения числа фельдшеров скорой медицинской помощи на 3,2% (2018 г. - 71433, 2019 г. - 71279, 2020 г. - 71953, 2021 г. - 70577, 2022 г. - 70366, 2023 г. - 69203). Показатель обеспеченности населения фельдшерами скорой медицинской помощи в 2023 году в целом по стране составил 4,7 на 10 000 населения. За наблюдаемый период 2018-2023 гг. наблюдается тенденция к снижению этого показателя (2018 г. – 4,8; 2019 г. – 4,8; 2020 г. – 4,9; 2021 г. – 4,8; 2022 г. – 4,8; 2023 г. – 4,7) (табл.2).
По федеральным округам, выше среднероссийского показателя обеспеченности населения фельдшерами скорой медицинской помощи в 2023 году были зафиксированы в Уральском (5,4), Северо-Западном (5,1), Дальневосточном (5,0) и Сибирском (4,9) федеральных округах. В Центральном федеральном округе обеспеченность населения фельдшерами скорой медицинской помощи соответствовала среднероссийскому показателю (4,7) на 10 тысяч населения. Ниже среднероссийского показателя зарегистрировано в Южном (4,0), Северо-Кавказском (4,3), Приволжском (4,6) федеральных округах.
Таблица 2
Динамика количества и характеристика фельдшеров-скорой медицинской помощи в Российской Федерации за период с 2018 по 2023 год
№ п/п |
Наименование показателя |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
1. |
Число фельдшеров скорой медицинской помощи (абс.) |
71433 |
71279 |
71953 |
70577 |
70366 |
69203 |
2. |
Обеспеченность фельдшерами скорой медицинской помощи (на 10 000 соответствующего населения) |
4,8 |
4,8 |
4,9 |
4,8 |
4,8 |
4,7 |
3. |
Доля фельдшеров скорой медицинской помощи, имеющих высшую квалификационную категорию |
30,7 |
30,9 |
30,2 |
29,2 |
28,6 |
26,8 |
4. |
Доля фельдшеров скорой медицинской помощи, имеющих первую квалификационную категорию |
13,7 |
13,4 |
12,9 |
12,7 |
11,8 |
9,3 |
5. |
Доля фельдшеров скорой медицинской помощи, имеющих вторую квалификационную категорию |
7,7 |
7,2 |
6,8 |
6,7 |
6,6 |
4,8 |
6. |
Доля фельдшеров скорой медицинской помощи, имеющих сертификат специалиста/аккредитацию специалиста |
98,8 |
99,2 |
98,9 |
99,1 |
99,0 |
98,9 |
7. |
Укомплектованность должностями фельдшеров скорой медицинской помощи в целом по организации (в %) |
89,8 |
89,4 |
89,1 |
88,6 |
87,7 |
87,4 |
8. |
Коэффициент совместительства фельдшеров скорой медицинской помощи |
1,2 |
1,2 |
1,3 |
1,3 |
1,3 |
1,3 |
По субъектам Российской Федерации самые высокие показатели обеспеченности были зарегистрированы в Магаданской области – 10,1 (показатель выше среднероссийского в 2,1 раза), Чукотском автономном округе – 9,2 (показатель выше среднероссийского в 2 раза), Республике Коми – 9,0 (показатель выше среднероссийского в 1,9 раз), Ямало-Ненецком автономном округе – 8,6 (выше среднероссийского в 1,8 раз), Ханты-Мансийском автономном округе – 7,2 (показатель выше среднероссийского в 1,5 раза), Камчатском крае – 7,1 (показатель выше среднероссийского в 1,5 раза), Сахалинской области – 7,0 (показатель выше среднероссийского в 1,4 раза).
Самые низкие показатели обеспеченности населения фельдшерами скорой медицинской помощи были зарегистрированы в г. Севастополь (2,9), Калужской, Новосибирской областях, Удмуртской Республике (по 3,2), Ленинградской области и Республике Мордовия (по 3,6), Волгоградской и Ростовской областях (по 3,7), Республике Дагестан (3,8), Ставропольском крае и Самарской области (по 3,9) на 10 тысяч населения.
В 2023 году из 69203 фельдшеров скорой медицинской помощи 26,8 % имели высшую квалификационную категорию, 9,3 % - первую квалификационную категорию, 4,8 % - вторую квалификационную категорию.
Следует отметить, что за период 2018-2023 гг. в Российской Федерации наблюдается тенденция снижения доли фельдшеров скорой медицинской помощи, имеющих высшую квалификационную категорию с 30,7 % в 2018 году до 26,8% в 2023 году; доли фельдшеров скорой медицинской помощи, имеющих первую квалификационную категорию, с 13,7 % в 2018 году до 9,3 % в 2023 году; доли фельдшеров скорой медицинской помощи, имеющих вторую квалификационную категорию, с 7,7% в 2018 году до 4,8% в 2023 году.
В 2023 году 98,9% фельдшеров-скорой медицинской помощи имеют сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации. За период наблюдения 2018-2023 гг. показатель оставался практически стабильным (2018 г. – 98,8%; 2019 г. – 99,2%; 2020 г. – 98,9%; 2021 г. – 99,1%; 2022 г. – 99,0%; 2023 г. – 98,9%).
В 2023 году укомплектованность должностями фельдшеров скорой медицинской помощи в целом по стране составила 87,4 %. В динамике за 2018-2023 гг. наблюдается тенденция снижения укомплектованности должностями с 89,8% в 2018 году до 87,4% в 2023 году. По федеральным округам выше среднероссийского показателя укомплектованности должностями фельдшеров скорой медицинской помощи зарегистрировано в Сибирском (90,7%), Приволжском (90,2%), Северо-Кавказском (89,5%), Дальневосточном (88,9%) Северо-Западном (88,8%) федеральных округах. Ниже среднероссийского показателя зарегистрировано в Южном (78,6%), Центральном (86,3%) и Уральском (87,3%) федеральных округах.
Самый высокий показатель укомплектованности был зарегистрирован в Белгородской области (100,0%), Ненецком автономном округе (100,0%), Чеченской Республике (100,0%), Тульской и Тюменской областях (по 99,9%), Республике Башкортостан (99,7%), Республике Северная Осетия-Алания (99,6%), Карачаево-Черкесской Республике (99,4%), Омской области (99,3%), Республике Тыва (98,8%), Чукотском автономном округе (98,2%), Республике Саха (Якутия) и Магаданской области (по 97,7%), Республиках Хакасия, Алтай и Коми (по 97,4%), Республике Марий Эл (96,9%).
Самые минимальные показатели - в Смоленской области (57,1%), Новгородской области (61,7%), Еврейской автономной области (61,8%), Курской области (64,1%), Курганской области (65,4%), Тверской области (67,6%), Удмуртской Республике (72,2%).
В 2023 году коэффициент совместительства фельдшеров скорой медицинской помощи составил 1,3. В динамике за период 2018-2023 гг. в целом по Российской Федерации наблюдается тенденция увеличения коэффициента совместительства с 1,2 в 2018г. до 1,3 в 2023г. Следует отметить, что за последние четыре года коэффициент совместительства оставался на уровне 1,3.
По федеральным округам коэффициент совместительства фельдшеров скорой медицинской помощи соответствовал среднероссийскому показателю 1,3 в Северо-Западном, Южном, Приволжском, Уральском и Сибирском федеральных округах. Ниже среднероссийского показателя был зарегистрирован в Северо-Кавказском (1,1), Центральном (1,2) и Дальневосточном (1,2) федеральных округах.
По субъектам Российской Федерации, самые высокие коэффициенты совместительства фельдшеров скорой медицинской помощи отмечены в Калужской (1,7), Калининградской (1,6), Псковской (1,6), Вологодской (1,5) и Мурманской (1,5) областях.
Самые низкие показатели коэффициента совместительства зарегистрированы в Республике Ингушетия (0,8), Республике Дагестан (0,9), Курской (1,0), Пензенской (1,0), Тюменской (1,0) областях, Камчатском крае (1,0), Сахалинской области (1,1), Республике Саха (Якутия) (1,1), Ханты-Мансийском автономном округе (1,1), и Республике Татарстан (1,1).
Обсуждение. Кадровой проблеме скорой медицинской помощи в различных субъектах страны и проблемам развития скорой медицинской помощи посвящены труды отечественных авторов [2-7].
Сохраняется отток медицинских работников из государственного сектора здравоохранения по мере увеличения стажа работы и низкой заинтересованности в профессиональном развитии.
На фоне низкой обеспеченности и недоукомплектованности медицинских организаций врачами и фельдшерами скорой медицинской помощи свои коррективы внесла пандемия новой коронавирусной инфекции COVID-19.
Реализация федерального проекта "Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами", целью которого являлось ликвидация кадрового дефицита в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, в ряде субъектов не в полной мере достигла целевых показателей.
Проведенный анализ текущей ситуации в сфере кадрового обеспечения скорой медицинской помощи по субъектам Российской Федерации и федеральным округам показал значительные региональные диспропорции обеспеченности населения кадровыми ресурсами.
Так, за 2018-2023 годы по стране в целом число врачей и фельдшеров (физических лиц), работающих на скорой медицинской помощи уменьшилось на 14,3 % и 3,2 % соответственно (с 1107 до 9789 и с 71433 до 69203). Показатель обеспеченности населения врачами скорой медицинской помощи оставался на довольно низком уровне 0,7 на 10000 населения, показатель обеспеченности фельдшерами скорой медицинской помощи снизился с 4,8 до 4,7 на 10 000 населения.
Увеличение показателя укомплектованности должностей врачами с 70,2 % до 73,6 % обусловлено сокращением числа штатных должностей врача скорой медицинской помощи на 28,2%. Отмечается снижение показателя укомплектованности должностей фельдшеров скорой медицинской помощи (с 89,8% в 2018 году до 87,4% в 2023 году).
Показатель коэффициента совместительства врачей и фельдшеров скорой медицинской помощи остается высоким 1,4 и 1,3 в целом по Российской Федерации, в некоторых субъектах показатель совместительства врачей превышает 2,0, фельдшеров скорой медицинской помощи 1,7, что свидетельствует о высокой нагрузке на медицинский персонал, что как правило, негативно сказывается на доступности и качестве медицинской помощи.
Заключение. В динамике за 2018-2023 гг. в Российской Федерации число врачей и фельдшеров скорой медицинской помощи снизилось на 13,2% и 3,2% соответственно. Анализ обеспеченности врачами скорой медицинской помощи за шестилетний период с 2018-2023 гг. оставался на протяжении ряда лет на уровне 0,7 на 10 000 населения, за исключением 2021 года, когда показатель обеспеченности снизился до 0,6 на 10 000 населения.
Показатель обеспеченности населения фельдшерами скорой медицинской помощи в 2023 году в целом по стране составил 4,7 на 10 000 населения. За период 2018-2023 гг. наблюдается тенденция к снижению этого показателя (с 4,8 до 4,7 на 10 000 населения).
В тоже время отмечается увеличение показателя укомплектованности должностей врачами скорой медицинской помощи (с 70,2% в 2018 году до 73,6% в 2023 году). Такое увеличение показателя укомплектованности обусловлено сокращением числа штатных должностей врача скорой медицинской помощи на 28,2% (с 23374,50 в 2018 году до 18239,75 в 2023 году). Наряду с этим отмечается снижение показателя укомплектованности должностей фельдшеров скорой медицинской помощи (с 89,8% в 2018 году до 87,4% в 2023 году), несмотря на увеличение штатных должностей на 1,6% (с 98365,50 в 2018 году до 99987,50 в 2023 году). В 2023 году коэффициент совместительства врачей и фельдшеров скорой медицинской помощи в целом по Российской Федерации составил 1,4 и 1,3 соответственно. В ряде субъектов Российской Федерации коэффициент совместительства врачей скорой медицинской помощи превышает 2,0, фельдшеров скорой медицинской помощи 1,7, что свидетельствует о высокой нагрузке на медицинский персонал и дефиците кадров.
Оценка изменения квалификационной структуры специалистов скорой медицинской помощи за последние шесть лет свидетельствует об увеличении доли врачей и фельдшеров, не имеющих квалификационной категории, что характеризует недостаточную активность этих специалистов в прохождении аттестации. Так, в период с 2018 по 2023 год доля врачей, имеющих высшую квалификационную категорию, снизилась с 31,4 % до 28,0 %, доля фельдшеров снизилась с 30,7 % до 26,8 %; доля врачей, имеющих первую квалификационную категорию снизилась с 16,6 % до 8,4 %, фельдшеров с 13,7 % до 9,3 %: доля врачей, имеющих вторую квалификационную категорию снизилась с 3,8 % до 2,1 %, фельдшеров с 7,7 % до 4,8%. Доля врачей скорой медицинской помощи, имеющих сертификат или аккредитацию специалиста, снизилась с 99,5 % до 97,8 %. Доля фельдшеров скорой медицинской помощи, имеющих сертификат или аккредитацию специалиста, составила 98,9 % в 2023 году.
Низкий уровень обеспеченности врачебными и фельдшерскими кадрами, недоукомплектованность медицинских организаций увеличивает нагрузку на основной персонал и своевременную доступность скорой медицинской помощи. Снижение уровня квалификации медицинских работников влияет на качество оказания медицинской помощи. Проблемы остаются не решенными и требуют дальнейшей разработки мер для привлечения кадров в практическое здравоохранение и повышения уровня их образования.
Список литературы
- Мануковский В.А., Вишняков Н.И., Барсукова И.М. и др. Основы организации скорой медицинской помощи на догоспитальном и госпитальном этапах: Учебное пособие для специалистов в области скорой медицинской помощи, организации здравоохранения, обучающихся разного уровня по программам основного и дополнительного профессионального образования. ГБУ «СПб НИИ скорой помощи им. И.И. Джанелидзе». Санкт-Петербург: Государственное бюджетное учреждение "Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт скорой помощи им. И.И. Джанелидзе". 2023;92 – ISBN 978-5-6047956-7-5. – EDN WRWTRD
- Багненко С.Ф., Петриков С.С., Миннуллин И.П. и др. Скорая медицинская помощь: национальное руководство – 2-е издание, переработанное и дополненное. Москва: Общество с ограниченной ответственностью. Издательская группа "ГЭОТАР-Медиа"; 2025. 1032 с. – ISBN 978-5-9704-8269-8. – DOI 10.33029/9704-8269-8-EMC-2025-1-1032. – EDN GFKAZB
- Шляфер С.И., Иванова М.А., Ваньков Д.В. Обеспеченность и укомплектованность врачами, работающими на скорой медицинской помощи, в Российской Федерации и её субъектах, 2016-2020 гг. Социальные аспекты здоровья населения.2022;68(5):8 DOI: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1418/30/lang,ru/
- Теплов В.М. Концепция трехуровневой системы оказания скорой медицинской помощи в субъекте Российской Федерации в режиме повседневной деятельности и при чрезвычайных ситуациях биолого-социального характера: автореф. дис. … д-ра мед. наук. СПб., 2022.-50 с.
- Семёнова Т.В. Медицинские кадры России. Кадровый дисбаланс и его устранение в здравоохранении. Вестник Росздравнадзора. 2019;(4):49-59
- Острякова Н.А., Бабанов С.А. Влияние работы в условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 на эмоциональное выгорание медицинских работников (по данным опросника MASLACH BURNOUT INVENTORY, MBI). Терапевт. 2022;(5):11–16
- Куликова И.Б., Москвина С.С. Совершенствование работы службы скорой медицинской помощи в период эпидемического подъема. В кн.: Уроки пандемии COVID-19 для здравоохранения и общества. Москва: Издательский дом "Научная библиотека". 2022;195-201
References
- Manukovskiy V.A., Vishnyakov N.I., Barsukova I.M. i dr. Osnovy organizatsii skoroy meditsinskoy pomoshchi na dogospital'nom i gospital'nom etapakh [Fundamentals of the organization of emergency medical care at the pre-hospital and hospital stages]: Uchebnoe posobie dlya spetsialistov v oblasti skoroy meditsinskoy pomoshchi, organizatsii zdravookhraneniya, obuchayushchikhsya raznogo urovnya po programmam osnovnogo i dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya. GBU «SPb NII skoroy pomoshchi im. I.I. Dzhanelidze». Sankt-Peterburg: Gosudarstvennoe byudzhetnoe uchrezhdenie "Sankt-Peterburgskiy nauchno-issledovatel'skiy institut skoroy pomoshchi im. I.I. Dzhanelidze" [A training manual for specialists in the field of emergency medicine, healthcare organizations, and students of various levels of basic and additional professional education programs. "St. Petersburg Research Institute of Emergency Medicine named after I.I. Dzhanelidze". St. Petersburg: State Budgetary Institution "St. Petersburg Scientific Research Institute of Emergency Medicine named after I.I. Dzhanelidze"]. 2023; 92 – ISBN 978-5-6047956-7-5. – EDN WRWTRD (In Russian)
- Bagnenko S.F., Petrikov S.S., Minnullin I.P. i dr. Skoraya meditsinskaya pomoshch [Emergency medical services]: natsional'noe rukovodstvo – 2-e izdanie, pererabotannoe i dopolnennoe. Moskva: Obshchestvo s ogranichennoy otvetstvennost'yu. Izdatel'skaya gruppa "GEOTAR-Media" [2nd edition, revised and expanded. Moscow: Limited Liability Company. GEOTAR-Media Publishing Group]. 2025. 1032 с. – ISBN 978-5-9704-8269-8. – DOI 10.33029/9704-8269-8-EMC-2025-1-1032. – EDN GFKAZB (In Russian)
- Shlyafer S.I., Ivanova M.A., Van'kov D.V. Obespechennost' i ukomplektovannost' vrachami, rabotayushchimi na skoroy meditsinskoy pomoshchi, v Rossiyskoy Federatsii i ee sub"ektakh, 2016-2020 gg. [Availability and staffing of emergency medical personnel in the Russian Federation and its regions, 2016-2020]. Sotsial'nye aspekty zdorov'ya naseleniya [Social aspects of public health]. 2022; 68(5): 8 DOI: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1418/30/lang,ru/ (In Russian)
- Teplov V.M. Kontseptsiya trekhurovnevoy sistemy okazaniya skoroy meditsinskoy pomoshchi v sub"ekte Rossiyskoy Federatsii v rezhime povsednevnoy deyatel'nosti i pri chrezvychaynykh situatsiyakh biologo-sotsial'nogo kharaktera [The concept of a three-level system of emergency medical care in a constituent entity of the Russian Federation in the mode of daily activities and in emergency situations of a biological and social nature]. Avtoref. dis. … d-ra med. nauk [Abstract of the dissertation ... Doctor of Medical Sciences]. SPb., 2022.-50 s. (In Russian)
- Semenova T.V. Meditsinskie kadry Rossii. Kadrovyy disbalans i ego ustranenie v zdravookhranenii [Medical personnel of Russia. Personnel imbalance and its elimination in healthcare]. Vestnik Roszdravnadzora [Bulletin of Roszdravnadzor]. 2019; (4): 49-59 (In Russian)
- Ostryakova N.A., Babanov S.A. Vliyanie raboty v usloviyakh pandemii koronavirusnoy infektsii COVID-19 na emotsional'noe vygoranie meditsinskikh rabotnikov (po dannym oprosnika MASLACH BURNOUT INVENTORY, MBI) [The impact of working in the context of the COVID-19 coronavirus pandemic on the emotional burnout of medical workers (according to the MASLACH BURNOUT INVENTORY, MBI questionnaire)]. Terapevt [Therapist]. 2022; (5): 11–16 (In Russian)
- Kulikova I.B., Moskvina S.S. Sovershenstvovanie raboty sluzhby skoroy meditsinskoy pomoshchi v period epidemicheskogo pod"ema [Improving the work of the ambulance service during the epidemic upsurge]. V kn.: Uroki pandemii COVID-19 dlya zdravookhraneniya i obshchestva. Moskva: Izdatel'skiy dom "Nauchnaya biblioteka" [Lessons of the COVID-19 pandemic for healthcare and society. Moscow: Scientific Library Publishing House]. 2022; 195-201 (In Russian)
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликтов интересов.
Acknowledgments. The study had no sponsorship.
Conflict of interests. The author declares the no conflicts of interest.
Сведения об авторах
Михайлова Юлия Васильевна – доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, главный научный сотрудник - руководитель проектов, ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 127254, Россия, Москва, ул. Добролюбова, 11, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ORCID 0000-0001-6779-726X; SPIN: 2207-0492
Миронова Наталья Николаевна - заведующая аспирантурой, ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 127254, Россия, Москва, ул. Добролюбова, 11, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ORCID 0009-0009-9751-1635; SPIN: 5060-5805
Введенский Георгий Алексеевич – заместитель главного врача по медицинской части ГБУ «Станция скорой и неотложной медицинской помощи им. А.С. Пучкова» Департамента здравоохранения города Москвы, 129090, г. Москва, 1-й Коптельский пер., д. 3 стр. 1, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ORCID 0009-0007-3716-8033; SPIN: 4817-3704
About the author
Mikhaylova Yulia Vasilyevna - Doctor of Medical Sciences, Professor, Honored Scientist of the Russian Federation, Chief Researcher and Project Manager, Russian research Institute of Health, 11 Dobrolyubova str., Moscow, 127254, Russia, email: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ORCID 0000-0001-6779-726X; SPIN: 2207-0492
Mironova Natalia Nikolaevna - Head of Graduate School, Russian research Institute of Health, 11 Dobrolyubova str., Moscow, 127254, Russia, email: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ORCID 0009-0009-9751-1635; SPIN: 5060-5805
Vvedenskiy Georgy Alekseevich - A.S. Puchkov Ambulance and Emergency Medical Care Station of the Moscow City Health Department, 129090, Moscow, 1st Koptelsky lane, 3 p. 1, email: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ORCID 0009-0007-3716-8033; SPIN: 4817-3704
Статья получена: 01.04.2025 г.
Принята к публикации: 25.06.2025 г.
URL: http://www.healthproblem.ru/magazines?textEn=1627 (date of access: 01.07.2025).