ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА К ЗДОРОВЬЮ И ВРЕДНЫМ ПРИВЫЧКАМ
DOI 10.24412/2312-2935-2025-4-34-50
Изучение отношения иностранных обучающихся медицинского вуза к здоровью и вредным привычкам
А.Т. Аляева1,2, А.В. Фомина3
1ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва
2 ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Уфа
3 ФГАОУ ВО “Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы”,
г. Москва
Актуальность. Формирование здорового образа жизни обучающихся является одним из приоритетов высшего образования. Современные исследования демонстрируют, что иностранные студенты-медики подвержены воздействию множественных стрессовых факторов: языковой барьер, культурная адаптация, высокие учебные нагрузки, социальная изоляция. Недостаточная изученность культурно-специфических особенностей отношения иностранных студентов медицинских вузов к здоровью и превентивному поведению затрудняет разработку эффективных программ медико-социального сопровождения данной категории обучающихся, что обусловливает необходимость проведения целенаправленных исследований в данной области.
Цель. Определить особенности отношения иностранных обучающихся медицинского университета к здоровому образу жизни и выявить распространенность вредных привычек в этой группе. Для достижения цели поставлены задачи: 1) охарактеризовать уровень информированности иностранных студентов о здоровом образе жизни; 2) определить распространенность вредных привычек; 3) выявить факторы, влияющие на формирование этих установок.
Материалы и методы. В работе были использованы следующие методы: социологический (анкетный опрос), статистический и аналитический. Всего в опросе приняли участие 626 человек.
Результаты и обсуждение. Подавляющее большинство принявших участие в анкетировании, были гражданами различных стран, относящихся к региону Азии (93,4%). Большинство обучающихся (64,7%) были удовлетворены своей жизнью. Положительно оценивали свое здоровье 70,8% участников опроса. По мнению обучающихся, основными позициями ЗОЖ являлись правильное питание (сообщили 83,4 на 100 опрошенных), личная гигиена (79,4), положительные эмоции (70,0). Анкетирование показало, что подавляющее большинство (87,2%) респондентов считают, что в их учебной организации созданы условия для занятий физкультурой и спортом. На момент социологического опроса курили только 1,6%, курили и бросили – 2,2% и совсем не курили – 96,2% респондентов.
Выводы. В результате социологического опроса было оценено знание студентами основ здорового образа жизни, установлена их приверженность к нему, что позволило выделить приоритетные направления для сохранения и поддержания их здоровья, научно обосновать модели формирования здоровьесберегающего поведения иностранных студентов медицинских вузов в условиях поликультурной среды.
Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, образовательный процесс, студенты, медицинский университет, здоровый образ жизни
STUDYING THE ATTITUDE OF FOREIGN STUDENTS OF A MEDICAL UNIVERSITY TO THE HEALTH AND BAD HABITS
A.T. Alyaeva1,2, A.V. Fomina3
1 Russian Research Institute of Health, Moscow
2 Bashkir State Medical University of the Ministry of Health of Russian Federation, Ufa, Russian
Federation
3 Peoples' Friendship University of Russia named after Patrice Lumumba, Moscow
Introduction. The formation of a healthy lifestyle of students is one of the priorities of higher education. Modern research shows that foreign medical students are exposed to multiple stressful factors: language barrier, cultural adaptation, high academic loads, and social isolation. Insufficient knowledge of the culturally specific features of the attitude of foreign medical students to health and preventive behavior makes it difficult to develop effective programs for medical and social support for this category of students, which necessitates targeted research in this area.
Purpose of the study. To determine the peculiarities of the attitude of foreign students of the medical university to a healthy lifestyle and to identify the prevalence of bad habits in this group. Tasks are set to achieve the goal: 1) to characterize the level of awareness of foreign students about a healthy lifestyle; 2) to determine the prevalence of bad habits; 3) to identify the factors influencing the formation of these attitudes.
Materials and Methods. The following methods were used in the work: sociological (questionnaire survey), statistical and analytical. A total of 626 people took part in the survey.
Results and discussion. The vast majority of those who took part in the survey were citizens of various Asian countries (93.4%). The majority of students (64.7%) were satisfied with their lives. 70.8% of the survey participants positively assessed their health. According to the students, the main positions of healthy lifestyle were proper nutrition (83.4 per 100 respondents reported), personal hygiene (79.4), positive emotions (70.0). The survey showed that the vast majority (87.2%) of respondents believe that their educational institution has created conditions for physical education and sports. At the time of the survey, only 1.6% smoked, 2.2% smoked and quit, and 96.2% of respondents did not smoke at all.
Conclusions. As a result of the sociological survey, students' knowledge of the basics of a healthy lifestyle was assessed, their commitment to it was established, which made it possible to identify priority areas for the preservation and maintenance of their health, and to scientifically substantiate models for the formation of health-saving behavior of foreign medical students in a multicultural environment.
Keywords: health-saving technologies, educational process, students, medical university, healthy lifestyle.
Актуальность. В условиях стремительного роста международной образовательной мобильности количество иностранных студентов в российских медицинских вузах достигло рекордных показателей - более 355 тысяч человек в 2024 году [1,2]. При этом на медицинские специальности ежегодно поступает около 19 тысяч заявок от иностранных абитуриентов [2], что подчеркивает высокую привлекательность российского медицинского образования на мировом рынке образовательных услуг.
Однако процесс адаптации иностранных студентов медицинских вузов к новой социокультурной среде сопровождается комплексом специфических проблем, связанных с формированием отношения к здоровью и здоровому образу жизни [3,4]. Иностранные обучающиеся, прибывающие из стран с различными геоклиматическими условиями и культурными традициями, испытывают значительные трудности в области сохранения и укрепления собственного здоровья [4,5]. Особую актуальность проблема приобретает в связи с тем, что у иностранных студентов медицинских вузов наблюдается низкий уровень заболеваемости по данным обращаемости (409,8‰) при одновременно высоком уровне выявляемой патологии во время медицинских осмотров (1162‰) [3], что свидетельствует о недостаточной культуре самосохранительного поведения и обращения за медицинской помощью.
Современные исследования демонстрируют, что иностранные студенты-медики подвержены воздействию множественных стрессовых факторов: языковой барьер, культурная адаптация, высокие учебные нагрузки, социальная изоляция [6,7]. Эти факторы формируют специфические паттерны отношения к здоровью, которые могут кардинально отличаться от традиций их родных стран и от подходов, принятых в российской медицинской среде [8,9].
В контексте подготовки будущих врачей изучение отношения иностранных студентов к собственному здоровью и вредным привычкам приобретает особое значение, поскольку их профессиональные установки и личный пример будут в дальнейшем влиять на здоровье населения в их странах [10,11]. При этом существующие данные свидетельствуют о противоречивости здоровьесберегающего поведения студентов-медиков: наряду с декларируемой приверженностью здоровому образу жизни, значительная часть имеет вредные привычки и нарушения режима [10,12].
Недостаточная изученность культурно-специфических особенностей отношения иностранных студентов медицинских вузов к здоровью и превентивному поведению затрудняет разработку эффективных программ медико-социального сопровождения данной категории обучающихся, что обусловливает необходимость проведения целенаправленных исследований в данной области.
Цель данного исследования – определить особенности отношения иностранных обучающихся медицинского университета к здоровому образу жизни и выявить распространенность вредных привычек в этой группе. Для достижения цели поставлены задачи: 1) охарактеризовать уровень информированности иностранных студентов о здоровом образе жизни; 2) определить распространенность вредных привычек; 3) выявить факторы, влияющие на формирование этих установок.
Материалы и методы. В соответствии с поставленной целью было спланировано и проведено исследование, направленное на изучение отношения иностранных обучающихся медицинского университета к здоровому образу жизни и вредным привычкам.
Исследование проводилось на базе Башкирского государственного медицинского университета в 2024-2025 гг.
Объектом исследованияявились студенты и ординаторы медицинского вуза в возрасте от 17 до 32 лет (средний возраст 20,6±1,7 лет), среди которых мужчины составляли 59,3% (средний возраст 20,8±1,9 лет) и 40,7% - женщины (средний возраст 20,3±1,4 лет). Среди участников анкетирования наибольшую доли занимали лица в возрасте 20-24 года (71,7%) и до 20 лет (25,3%). Всего в опросе приняли участие 626 человек.
В работе были использованы следующие методы: социологический (анкетный опрос), статистический и аналитический. Накопление, корректировка, систематизация исходной информации и визуализация полученных результатов осуществлялись в электронных таблицах MS Excel.
Результаты и обсуждение. Подавляющее большинство (98,6%) лиц, принявших участие в анкетировании, были гражданами различных стран. Основная масса из них приехала из стран, относящихся к региону Азии, (93,4%), реже они были гражданами стран Африки (2,8%), Ближнего и Среднего Востока (2,4%), в единичных случаях гражданами Европы и Северной Америки, Стран Магриба (по 0,8%) (рисунок 1). Студентов из стран СНГ и Латинской Америки не было.
Рисунок 1. Распределение респондентов по гражданству (%)
Аналогичное соотношение отмечалось среди респондентов мужского и женского пола, имеющиеся различия в основном не носили статистически значимый характер (р>0,05). Исключение составили возрастные группы 25-29 лет, 30 и более лет. В первом случае преобладали мужчины (3,8% против 1,2%, р<0,05), во втором – отсутствовали женщины (таблица 1). Следует отметить, что средний возраст респондентов мужского и женского пола был практически одинаковыми (р>0,05).
Таблица 1
Возрастная структура респондентов мужского и женского пола (в %)
|
Возраст |
Всего |
Пол |
Р |
|
|
мужчины |
женщины |
|||
|
до 20 лет |
25,3 |
23,3 |
28,3 |
>0,05 |
|
20-24 года |
71,7 |
72,6 |
70,5 |
>0,05 |
|
25-29 лет |
2,8 |
3,8 |
1,2 |
<0,05 |
|
30 лет и более |
0,2 |
0,3 |
0,0 |
<0,05 |
|
Всего |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
|
|
Средний возраст, M± m |
20,6±1,7 |
20,8±1,9 |
20,3±1,4 |
>0,05 |
Вместе с этим распределение респондентов по полу в различных возрастных группах показало преобладание мужчин, которое увеличивалось с возрастом. Так, если в возрастной группе до 20 лет это соотношение не имело статистически значимый характер (54,5% против 45,5%, р>0,05), то в возрасте 30 лет и более мужчины составляли 100% (рисунок 2).
Рисунок 2. Распределение респондентов по полу в различных возрастных группах (%)
Опыт проведения подобных исследований позволяет утверждать, что количество правдивых ответов в данной возрастной группе достаточно мал. Вопросы об отношении молодежи к собственному здоровью наиболее важны и безопасны с точки зрения возможных ложных ответов, поэтому были помещены в начало анкеты.
Представлял интерес, насколько были удовлетворены респонденты своей жизнью в целом на момент проведения исследования, что, несомненно, сказывается на результатах опроса.
Рисунок 3. Распределение респондентов по удовлетворенности своей жизнью в целом (%)
Было установлено, что большинство обучающихся (64,7%) были удовлетворены своей жизнью (37,1% - полностью удовлетворены, 27,6% - скорее удовлетворены, чем не удовлетворены). Совершенно не удовлетворенными оказались только 3,5% респондентов. Следует отметить, что довольно значительная часть респондентов (25,9%) на момент опроса не смогли оценить свою удовлетворенность жизнью в целом (рисунок 3). Последнее скорее свидетельствует о неблагополучном психологическом состоянии этих обучающихся.
Положительно оценивали свое здоровье 70,8% участников опроса (57,2% - хорошее, 13,6% - скорее хорошее). При этом 23,6% респондентов считали состояние своего здоровья удовлетворительным. В единичных случаях опрошенные дали такие ответы как «скорее плохое», «плохое» и «не задумывались» (рисунок 4).
Рисунок 4. Распределение респондентов по мнению о своем здоровье (%)
Вместе с этим, о наличии хронических заболеваний сообщили только 3,7% и затруднились с ответом 0,8% респондентов. Однако, при ответе на вопрос «Укажите, пожалуйста, какие хронические заболевания были диагностированы у Вас лично?» доля лиц, имеющих хронические заболевания, увеличилась до 15,7%.
Среди хронических заболеваний наиболее распространенными были болезни системы кровообращения – 37,8 на 100 опрошенных. Второе место занимали инфекционные заболевания – 21,4 на 100 опрошенных, третье место – болезни органов дыхания – 20,4 на 100 опрошенных, четвертое место разделяли болезни глаза и органов пищеварения – 18,4 на 100 опрошенных. Менее распространены были болезни крови и эндокринной системы (по 13,3), туберкулез (12,2), заболевания мочевыделительной системы (11,2). В единичных случаях отмечались новообразования и психические расстройства – по 5,1 на 100 респондентов (таблица 2).
\
Таблица 2
Причины хронической заболеваемости респондентов (на 100 опрошенных)
|
Причины хронической заболеваемости |
на 100 опрошенных |
Ранговое место |
|
Заболевания сердечно-сосудистой системы (артериальная гипертония, нарушения ритма, аритмии, экстрасистолы, боли в области сердца и т.д.) |
37,8 |
1 |
|
Заболевания органов дыхания (бронхит, пневмония, ларингит, трахеит и т.д.) |
20,4 |
3 |
|
Заболевания крови (анемия, талассемия и т.д.) |
13,3 |
5 |
|
Злокачественные образования |
5,1 |
8 |
|
Заболевания органов зрения (миопия, астигматизм, и т.д.) |
18,4 |
4 |
|
Заболевания желудочно-кишечного тракта (гастрит, колит, запор и т.д.) |
18,4 |
4 |
|
Заболевания мочевыделительной системы (цистит, уретрит, пиелонефрит и т.д.) |
11,2 |
7 |
|
Инфекционные заболевания |
21,4 |
2 |
|
Туберкулез |
12,2 |
6 |
|
Психиатрические заболевания |
5,1 |
8 |
|
Эндокринные заболевания (сахарный диабет, нарушения функций щитовидной железы) и т.д. |
13,3 |
5 |
|
Иные заболевания |
23,5 |
|
Таблица 3
Основные позиции ЗОЖ по мнению респондентов (на 100 опрошенных)
|
Аспекты |
на 100 опрошенных |
Ранговое место |
|
Правильное питание |
83,4 |
1 |
|
Регулярные занятия спортом |
45,2 |
5 |
|
Отсутствие вредных привычек |
29,1 |
8 |
|
Личная гигиена |
79,4 |
2 |
|
Достаточный уровень двигательной активности |
44,7 |
6 |
|
Положительные эмоции |
70,0 |
3 |
|
Закаливание |
9,1 |
10 |
|
Безопасное поведение, избегание конфликтов |
50,0 |
4 |
|
Прием биодобавок и витаминов |
28,6 |
9 |
|
Соблюдение режима дня |
32,1 |
7 |
При анкетировании студентов в первую очередь выясняли, что для них входит в понятие здорового образа жизни (ЗОЖ). По мнению обучающихся, основными позициями ЗОЖ являлись правильное питание (сообщили 83,4 на 100 опрошенных), личная гигиена (79,4), положительные эмоции (70,0) (таблица 3).
Следующие позиции по значимости занимали безопасное поведение и избегание конфликтов - 50,0 на 100 опрошенных, регулярные занятия спортом - 45,2, достаточный уровень двигательной активности - 44,7. Меньшее значение придавалось таким аспектам как соблюдение режима дня - 32,1, отсутствие вредных привычек - 29,1, прием биодобавок и витаминов - 28,6. Следует отметить, что закаливание мало кто отнес к позициям ЗОЖ (9,1).
На вопрос «Как вы считаете, Вы ведете здоровый образ жизни?» участники анкетирования ответили следующим образом: да – 44,2%, нет – 15,8%, стараюсь, время от времени – 38,0%, ЗОЖ не существует, это маркетинговые выдумки – 1,9% респондентов.
Таблица 4
Источники получения информации о ЗОЖ респондентами (на 100 опрошенных)
|
Источники |
на 100 опрошенных |
Ранговое место |
|
Программы телевидения |
17,7 |
10 |
|
Газетные публикации |
18,8 |
9 |
|
Журнальные статьи в неспециализированных журналах |
6,2 |
13 |
|
Радиопередачи |
6,4 |
12 |
|
Консультации врачей |
52,9 |
3 |
|
Разговоры с друзьями и знакомыми |
48,7 |
4 |
|
Разговоры с родителями |
64,2 |
1 |
|
Рекламные сообщения |
3,4 |
14 |
|
Консультации специалистов оздоровительных и спортивных центров |
25,9 |
7 |
|
Интернет |
54,8 |
2 |
|
Специализированные журналы о здоровье |
16,8 |
11 |
|
Книги и брошюры |
29,9 |
6 |
|
Специализированные курсы по месту учебы |
22,7 |
8 |
|
Блогеры, ютуберы |
39,5 |
5 |
Практический интерес представляло выяснение вопроса, что для обучающихся является источниками получения информации о ЗОЖ и способах улучшения здоровья. Наиболее распространенными источниками информации по данному вопросу оказались разговоры с родителями - 64,2 на 100 опрошенных, интернет - 54,8, консультации врачей - 52,9, разговоры с друзьями и знакомыми - 48,7 (таблица 4).
Довольно часто респонденты получали информацию от блогеров и ютуберов (39,5 на 100 опрошенных), из книг и брошюр (29,9), при консультации специалистов оздоровительных и спортивных центров (25,9), на специализированных курсах по месту учебы (22,7). Меньшей популярностью пользовались газетные публикации - 18,8, программы телевидения - 17,7, специализированные журналы о здоровье -16,8. Очень редко респондентами как источник информации о ЗОЖ назывались радиопередачи, журнальные статьи в неспециализированных журналах, рекламные сообщения.
Следует отметить, что значительная часть опрошенных положительно относится социальной рекламе ЗОЖ - в 81,7% случаев она их мотивирует. Отсутствие мотивации при ее просмотре отметили 12,1% респондентов, а раздражение – 4,6%, другие эмоции – 1,6%.
При ответе на вопрос «Что нужно Вам для соблюдения ЗОЖ?» участники анкетирования распределились следующим образом: специальные знания - 40,3%, достаточное количество денег - 31,8%, специально оборудованный фок и специальные зоны в кампусе университета - 22,4%, ничего не нужно, ЗОЖ это маркетинговый ход - 5,5%.
Респондентам было предложено в свободной форме ответить на вопрос о том, какие изменения в инфраструктуре университета необходимо провести для создания условий для ведения ЗОЖ. Было получено множество предложений, которые при анализе можно было свести к следующим позициям: приближение общежитий к основному зданию университета (25,0%), создание гигиенических условий в университете и общежитиях (20,5%), создание условий для занятий физкультурой и спортом (16,2%), усовершенствование расписания занятий (15,6%), организация рационального и более дешевого питания (13,8%) и обеспечение питьевой водой (8,9%).
На момент социологического опроса курили только 1,6%, курили и бросили – 2,2% и совсем не курили – 96,2% респондентов (рисунок 5). При этом 96,2% опрошенных не хотели бы начать курить, 4,2% - не знали ответа на этот вопрос, 0,6% - хотели бы попробовать.
Рисунок 5. Распределение респондентов по отношению к курению (%)
Ответы на вопрос «Вследствие чего Вы начали курить?» показали, что курящих лиц (в настоящее время и в прошлом) значительно больше, чем было заявлено – 8,9% против 3,8% (курят – 1,6%, курили и бросили – 2,2%), р<0,05.
Анализ причин, по которым участники опроса начали курить, показал, что чаще всего это были проблемы личного характера (35,7%) и желание попробовать (32,1%), реже – влияние компании (17,9%) и желание повзрослеть (10,7%), в единичных случаях – семейные проблемы (3,6%).
При ответе на вопрос о желании бросить курить курящих оказалось 8,5%. Среди них хотели бросить курить 77,4%, нет – 13,2%, не были уверены – 9,4%.
Ответы респондентов на вопрос «Какие из плюсов отказа от курения могли бы побудить Вас бросить курить?» представлены в таблице 5. Среди них первые места занимали улучшение качества жизни (96,2 на 100 опрошенных), увеличение продолжительности жизни (73,6), снижение риска развития рака (58,5), экономия средств (30,2), улучшение сна (24,5). Назывались такие причины как здоровое потомство, улучшение внешности и памяти. Однако многие (66,0) респонденты сообщили, что ни одна из причин для них несущественна.
Как показали исследования большинство (73,5%) участников начали курить в возрасте 18 лет и старше, 20,8% - в возрасте от 16 до 18 лет, 3,8% - в возрасте от 12 до 16 лет и 1,9% - в возрасте до 12 лет. Более половины курящих респондентов курили сигареты (52,8%), около четверти – кальян (24,5%). Среди другой табачной продукции назывались айкос (9,4%), электронные сигареты и вейпы (по 5,7%), сигары (1,9%).
Таблица 5
Ответы респондентов на вопрос «Какие из плюсов отказа от курения
могли бы побудить Вас бросить курить?» (на 100 опрошенных)
|
Варианты ответов |
на 100 опрошенных |
Ранговое место |
|
Улучшение внешности |
18,9 |
7 |
|
Увеличение продолжительности жизни |
73,6 |
2 |
|
Улучшение сна |
24,5 |
6 |
|
Экономия средств |
30,2 |
5 |
|
Здоровое потомство |
18,9 |
7 |
|
Улучшение качества жизни |
96,2 |
1 |
|
Улучшение памяти |
7,5 |
8 |
|
Снижение риска развития рака |
58,5 |
4 |
|
Ни одна из причин для меня несущественна |
66,0 |
3 |
На вопрос «Сколько сигарет в день в среднем Вы выкуриваете?» ответили только 60,4% опрошенных. При этом большинство (68,8%) из них в среднем выкуривали в день до половины пачки (5-10 сигарет), пачку и более пачки в день по 15,6% респондентов.
Отношение к употреблению алкоголя и психоактивных веществ - один из самых емких и трудно изучаемых параметров здоровьесберегающего поведения. Изучалась частота употребления алкоголя, вид предпочитаемых спиртных напитков, причины их употребления.
Об употреблении алкогольных напитков сообщили 7,2% участников опроса. Однако при ответе на вопрос «Как часто Вы употребляете алкогольные напитки?» их число возросло до 10,4%, на вопрос «Какие алкогольные напитки Вы предпочитаете?» - до 13,3%, на вопрос «Как изменяется Ваше состояние после принятия алкогольных напитков?» - до 15,0%.
По частоте употребления алкогольных напитков респонденты распределялись следующим образом: только по большим праздникам (раз в несколько месяцев) – 87,8%, по выходным – 10,8% и несколько раз в неделю – 1,4%. Сообщений об ежедневном употреблении алкоголя не было.
Отвечая на вопрос об объёме выпиваемого алкоголя, ни в одном случае участники его не дали четкого ответа. В те дни, когда респонденты принимали алкоголь, в среднем они выпивали 2,8±0,9 порций. При этом 1 порция была равна для крепкого алкоголя (водки) 30 мл, сухого вина - 100 мл и пива - 300 мл.
Чаще всего опрошенные студенты употребляли слабоалкогольные коктейли (34,9%) и пиво (33,7%), реже - крепленые/десертные вина (12,2%), крепкие (водка, виски, коньяк и т.д.) (10,8%) и сухие вина (8,4%).
Большинство респондентов сообщили, что после употребления алкоголя их состояние не изменяется (69,1%), некоторые отмечали ухудшение состояния (18,1%), остальные констатировали наоборот улучшение состояния (12,8%).
Выводы. Таким образом, в результате социологического опроса было оценено знание студентами основ здорового образа жизни, установлена их приверженность к нему, что позволило выделить приоритетные направления для сохранения и поддержания их здоровья, научно обосновать модели формирования здоровьесберегающего поведения иностранных студентов медицинских вузов в условиях поликультурной среды. В целом, отношение иностранных студентов медицинского университета к собственному здоровью характеризуется осознанным восприятием важности здоровьесберегающего поведения, несмотря на существование ряда негативных факторов и препятствий. Стрессовые ситуации, связанные с адаптацией в новой социальной и культурной среде, а также учебная нагрузка способствуют формированию вредных привычек у части опрошенных. Вместе с тем значительная часть студентов демонстрирует положительные установки относительно поддержания здоровья, что свидетельствует о потенциале для формирования и укрепления здоровьесберегающих моделей поведения.
Полученные характеристики отношения к здоровью и вредным привычкам позволяют рекомендовать разработку и внедрение комплексных профилактических и образовательных мероприятий, направленных на улучшение уровня информированности и мотивации иностранных студентов к сохранению здоровья. Такие программы должны учитывать национально-культурные особенности, включать психосоциальную поддержку, обучение навыкам здорового образа жизни, а также создание условий для активного вовлечения в физкультуру и социально-позитивные активности. Реализация подобных мер способна повысить качество жизни студентов и эффективность их профессиональной подготовки в медицинском вузе.
Список литературы
1. Медицинские вузы в России. Здравоохранение России. 2024;10(2):45-52
2. Соколова М.В., Петров А.Н. 19 000 иностранных абитуриентов ежегодно хотят изучать медицину в России. Ведомости. 2024;2(156):12-15
3. Солтамакова Л.С., Абрамов А.Ю., Алискерова М.Э. и др. Роль медицинского осмотра в формировании здоровья иностранных студентов. Менеджер здравоохранения. 2025;7:150-157
4. Ушакова И.А. Здоровьесберегающая социализация иностранных студентов в медицинских вузах России: специальность 14.02.05 "Социология медицины": диссертация на соискание ученой степени доктора социологических наук. Волгоград, 2013. 352 с
5.Тимофеева Н.Н. Медико-социальная характеристика иностранных студентов медицинского Университета, условия и образ жизни. Медицина и организация здравоохранения. 2017;2(2):41-50
6. Малофеев Д.А., Акопян А.В., Пушкарская Ю.А. Здоровье и здоровый образ жизни в системе ценностных ориентаций иностранных студентов медицинских вузов. Научный аспект. 2024;19(8):2387-2396
7. Троянская А.И., Жатин Р. Динамика адаптации иностранных студентов медицинского вуза. Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета. 2024;2:89-96
8. Унароков Ш.О., Апатенко Н.А. ЗОЖ в разных странах (глазами студенческой молодежи медицинского вуза). Смоленский медицинский альманах. 2019;1:276-280
9. Тюриков А.Г., Каменева Т.Н., Кунилова К.Д. и др. Отношение иностранных студентов к здоровому образу жизни и доверие современной медицине (на примере обучающихся в г.Курске). Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2024;32(3):432-437
10. Артемьева С.Д., Архипов Д.О. Анализ параметров здорового образа жизни у студентов медицинского университета. Научный аспект. 2024;37(4):4846-4850
11. Поздеева А.Н., Гурьянов М.С. Особенности приверженности студентов медицинского вуза к здоровому образу жизни в период распространения новой коронавирусной инфекции. Общественное здоровье. 2023;3(2):4-12
12. Попов М.В. Анализ состояния здоровья студентов медицинских университетов (обзор литературы). Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2025;1:541-566
References
1. Meditsinskie universitety v Rossii. [Medical universities in Russia]. Zdravookhranenie Rossiyskoy Federatsii. [Health Care of the Russian Federation]. 2024;10(2):45-52 (In Russian)
2. Sokolova M.V., Petrov A.N. 19,000 internatsional'nykh abiturientov ezhegodno khotyat uchit'sya na medika v Rossii. [19,000 international applicants annually want to study medicine in Russia]. Vedomosti. [Vedomosti]. 2024;2(156):12-15 (In Russian)
3. Soltamakova L.S., Abramov A.Yu., Aliskerova M.E. et al. Rol' meditsinskogo osmotra v formirovanii zdorov'ya mezhdunarodnykh studentov. [The role of medical examination in shaping the health of international students]. Menedzher zdravoohraneniya. [Health Care Manager]. 2025;7:150-157 (In Russian)
4. Ushakova I.A. Zdorovoosberegaushchaya sotsializatsiya mezhdunarodnykh studentov v rossiyskikh meditsinskikh universitetakh: spetsial'nost' 14.02.05 «Sotsiologiya meditsiny»: dissertatsiya na sozdanie stepeni Doktora Sotsiologicheskikh Nauk. [Health-saving socialization of international students in Russian medical universities: specialty 14.02.05 «Sociology of Medicine»: dissertation for the degree of Doctor of Sociological Sciences]. Volgograd [Volgograd], 2013. 352 p (In Russian)
5. Timofeeva N.N. Mediko-sotsial'naya kharakteristika inostrannykh studentov meditsinskogo universiteta, usloviya i obraz zhizni. [Medico-social characteristics of international students of a medical University, their living conditions and lifestyle]. Meditsina i organizatsiya zdravoohraneniya. [Medicine and Health Care Organization]. 2017;2(2):41-50 (In Russian)
6. Malofeev D.A., Akopyan A.V., Pushkarskaya Yu.A. Zdorov'e i zdorovyj obraz zhizni v sisteme tsennostnyh orientatsiy inostrannykh studentov meditsinskih vuzov. [Health and a healthy lifestyle in the system of value orientations of international students of medical universities]. Nauchnyy aspekt. [Scientific Aspect]. 2024;19(8):2387-2396 (In Russian)
7. Troyanskaya A.I., Zhatin R. Dinamika adaptatsii inostrannykh studentov meditsinskogo vuza. [Dynamics of adaptation of international students of a medical university]. Vestnik psikhologii i pedagogiki Altayskogo gosudarstvennogo universiteta. [Bulletin of Psychology and Pedagogy of Altai State University]. 2024;2:89-96 (In Russian)
8. Unarokov Sh.O., Apatenko N.A. ZOG v raznykh stranakn (glazami studencheskoy molodezhi meditsinskogo vuza) [Healthy lifestyle in different countries (through the eyes of student youth of a medical university)]. Smolenskiy meditsinskiy al'manakh. [Smolensk Medical Almanac]. 2019;1:276-280 (In Russian)
9.Tyurikov A.G., Kameneva T.N., Kunilova K.D. et al. Otnoshenie inostrannykh studentov k zdorovomu obrazu zhizni i doverie sovremennoy meditsine (na primere obuchayushchikhsya v g.Kurske). [Attitudes of international students to a healthy lifestyle and trust in modern medicine (on the example of students in Kursk)]. Problemy sotsial'noy gigieny, zdravoohraneniya i istorii meditsiny. [Problems of Social Hygiene, Public Health and History of Medicine]. 2024;32(3):432-437 (In Russian)
10. Artemyeva S.D., Arkhipov D.O. Analiz parametrov zdorovogo obraza zhizni u studentov meditsinskogo universiteta. [Analysis of healthy lifestyle parameters among students of a medical university]. Nauchnyy aspect. [Scientific Aspect]. 2024;37(4):4846-4850 (In Russian)
11. Pozdeeva A.N., Guryanov M.S. Osobennosti priverzhennosti studentov meditsinskogo vuza k zdorovomu obrazu zhizni v period rasprostraneniya novoy koronavirusnoy infektsii. [Features of commitment to a healthy lifestyle among medical university students during the spread of the new coronavirus infection]. Obshchestvennoe zdorov'e. [Public Health]. 2023;3(2):4-12 (In Russian)
12. Popov M.V. Analiz sostoyaniya zdorov'ya studentov meditsinskih universitetov (obzor literatury). [Analysis of the health status of medical university students (literature review)]. Sovremennye problemy zdravoohraneniya i meditsinskoy statistiki. [Modern Problems of Health Care and Medical Statistics]. 2025;1:541-566 (In Russian)
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Acknowledgments. The study did not have sponsorship.
Conflict of interests. The authors declare no conflict of interest.
Сведения об авторах
Аэлита Тагировна Аляева – ведущий специалист Управления стратегического развития здравоохранения, ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерство здравоохранения Российской Федерации; 127254, Россия, г. Москва, ул. Добролюбова, 11; ассистент кафедры паллиативной помощи, ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации; 450008, Россия, г. Уфа, ул. Ленина 3; e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.; ORCID 0009-0000-7980-8464, SPIN- код 1919-7980
Анна Владимировна Фомина – доктор фармацевтических наук, профессор, заведующий кафедрой общественного здоровья, здравоохранения и гигиены медицинского института, ФГАОУ ВО “Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы”, 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ORCID 0000-0002-2366-311X, SPIN- код 5385-2586
About the author
Aelita Tagirovna Alyaeva – junior research fellow, Department of Scientific Fundamentals of Health Organization of Russian Research Institute of Health, Ministry of Health of the Russian Federation, 127254, Russia, Moscow, Dobrolyubova st., 11; Assistant of the Department of Palliative Care, Bashkir State Medical University, Ministry of Health of the Russian Federation; 450008, 3 Lenin Street, Ufa, Russia; e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.; ORCID 0009-0000-7980-8464, SPIN code 1919-7980
Anna Vladimirovna Fomina – Doctor of Pharmaceutical Sciences, Professor, Head of the Department of Public Health, Healthcare and Hygiene of the Medical Institute of the Peoples' Friendship University of Russia after Patrice Lumumba, 117198, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ORCID 0000-0002-2366-311X, SPIN- код 5385-2586
Статья получена: 10.09.2025 г.
Принята к публикации: 27.11.2025 г.
URL: http://www.healthproblem.ru/magazines?text=1699 (дата обращения: 05.12.2025).







