НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПАЦИЕНТАМ СО ЗЛОКАЧЕСТВЕННЫМИ НОВООБРАЗОВАНИЯМИ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)
DOI 10.24412/2312-2935-2025-3-842-867
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПАЦИЕНТАМ СО ЗЛОКАЧЕСТВЕННЫМИ НОВООБРАЗОВАНИЯМИ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)
Г.Ю. Сазанова, М.В. Еругина, А.А. Жук, Е.М. Долгова, А.А. Дубгорин
ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет имени В. И. Разумовского» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Саратов
Введение. Злокачественные новообразования (ЗНО) являются одной из ведущих причин смертности населения по всему миру. Рост заболеваемости злокачественными новообразованиями к 2023 году в РФ составил 8% при сохраняющейся убыли населения. Проблема реализации текущих норм законодательства по вопросам оказания медицинской помощи пациентам с ЗНО в регионах и городах федерального значения отмечалась российскими исследователями и требует детального анализа с целью внесения изменений в регламентирующие документы.
Цель исследования – провести анализ научных публикаций и нормативных правовых актов, рассматривающих вопросы организации медицинской помощи пациентам со злокачественными новообразованиями в Российской Федерации.
Материалы и методы. Проанализированы материалы печатных работ в базе научной электронной библиотеки Elibrary.ru. Методами исследования явились аналитический обзор, метод экспертных оценок и контент-анализ, использовано 39 источников литературы.
Результаты. Основными нормативно-правовыми документами, в соответствии с которыми оказывается медицинская помощь пациентам с злокачественными новообразованиями (ЗНО) в России, являются Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"; Приказ Министерства здравоохранения РФ от 4 июня 2020 г. № 548н "Об утверждении порядка диспансерного наблюдения за взрослыми с онкологическими заболеваниями"; Приказ Министерства здравоохранения РФ от 19 февраля 2021 г. № 116н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при онкологических заболеваниях". К спорным вопросам существующей практики применения законов и подзаконных актов в управлении медицинской помощью пациентам с ЗНО большинство авторов научных публикаций относят следующие: право на выбор медицинской организации в соответствии с ФЗ №323 и роль маршрутного пути онкологического пациента в соответствии с приказом 116н и территориальными приказами; отсутствие четких требований к созданию и функционированию центров амбулаторной онкологической помощи; механизм взаимодействия государственных и частных учреждений здравоохранения, а также организаций федерального и регионального подчинения и др.
Обсуждение. Проанализированы основные нормативные правовые акты и материалы научных публикаций, в соответствии с которыми осуществляется оказание медицинской помощи пациентам с установленным онкологическим диагнозом, а также при подозрении на ЗНО. Выявлены проблемы в вопросах маршрутизации онкологических пациентов на региональном уровне, месте онкологического консилиума при оказании помощи пациентам с доброкачественными опухолями, а также роли центров амбулаторной онкологической помощи в условиях ограниченных ресурсов.
Заключение. Регулирование практического применения нормативно-правовых актов и выработка оптимальной модели организации медицинской помощи онкологическим пациентам в регионах предполагает создание условий для снижения показателей заболеваемости и смертности населения Российской Федерации.
Ключевые слова: порядок оказания медицинской помощи взрослому населению при онкологических заболеваниях, маршрутизация пациентов, заболеваемость и смертность от злокачественных новообразований
NORMATIVE-LEGAL REGULATION OF MEDICAL CARE FOR PATIENTS WITH MALIGNANT NEOPLASMS (LITERATURE REVIEW)
G.YU. Sazanova, M.V.Erugina, A.A. Zhuk, E.M.Dolgova, A.A.Dubgorin
Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Saratov State Medical University named after V.I. Razumovsky" of the Ministry of Health of the Russian Federation, Saratov
Significance. Malignant neoplasms (MND) are one of the leading causes of mortality worldwide. The increase in the incidence of malignant neoplasms by 2023 in the Russian Federation amounted to 8%, while the population loss remains. The problem of implementation of the current norms of legislation on the provision of medical care to patients with MND in regions and cities of federal significance has been noted by Russian researchers and requires a detailed analysis with the aim of introducing changes in regulatory documents, which is necessary to provide quality and affordable medical care to patients with cancer.
The purpose of the study – analysis of normative acts and scientific publications on the organization of medical care for patients with malignant neoplasms in the Russian Federation.
Materials and methods of research. Materials of printed works in the database of scientific electronic library Elibrary.ru were analyzed. The research methods were analytical review, method of expert evaluations and content analysis, 38 sources of literature were used.
The results. The primary regulatory documents governing the provision of medical care to cancer patients in the Russian Federation include the Federal Law No. 323-FZ, dated November 21, 2011, titled “On the Fundamentals of Health Protection for Citizens in the Russian Federation”; the Ministry of Health's Order No. 548n from June 4, 2020, which establishes the procedures for monitoring adults with cancer; and the Ministry of Health's Order No. 116n from February 19, 2021, which outlines the medical care protocols for adults diagnosed with cancer. Many authors of scientific articles highlight several contentious aspects regarding the current implementation of these laws and regulations in managing care for patients with malignant neoplasms (MND). These issues include the right to select a medical institution as per Federal Law No. 323, the significance of the oncology patient’s pathway in accordance with Order No. 116n and local directives, the absence of precise standards for the establishment and operation of outpatient oncology care centers, and the mechanisms for collaboration between public and private healthcare entities.
Discussion. The main normative legal acts and materials of scientific publications are analyzed, in accordance with which medical care is provided to patients with established oncological diagnosis, as well as in case of suspected MND. The problems in the issues of routing of oncological patients at the regional level, the place of oncological consilium in providing care to patients with benign tumors, as well as the role of outpatient oncological care centers in conditions of limited resources are revealed.
Conclusion. Regulation of practical application of normative and legal acts and development of an optimal model of organization of medical care for oncological patients in the regions implies the creation of conditions for reducing morbidity and mortality rates in the population of the Russian Federation.
Keywords: the procedure for providing medical care to the adult population for oncological diseases, patient routing, morbidity and mortality from malignant neoplasms
Введение. Злокачественные новообразования (ЗНО) являются одной из ведущих причин смертности населения по всему миру. Более 1,9 млн человек ежегодно умирает от рака в Европе и 5,4 млн – в Азии [1]. В структуре смертности жителей Российской Федерации в 2023 году ЗНО заняли второе место (16,1%), уступив только болезням системы кровообращения [2]. Рост заболеваемости злокачественными новообразованиями к 2023 году в РФ составил 8% при сохраняющейся убыли населения [3, 4, 5]. Снижение показателя первичной заболеваемости в 2020 и 2021 году и резкий рост в последующие годы ассоциирован со снижением плановых объемов профильной медицинской помощи в связи с пандемией, однако результатом явилось повышение темпов роста смертности и уменьшение доли выявления ЗНО на ранних стадиях [6, 7]. В Стратегии развития здравоохранения в РФ на период до 2025 года высокий уровень распространенности онкологическими заболеваниями указан как «угроза национальной безопасности в сфере охраны здоровья граждан» [8]. Достижение показателей смертности от онкологических заболеваний до 185 на 100 тыс. населения к 2024 г. в соответствии с целями Федерального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями» требует реализации комплексных мер, в число которых входит организация онкологической помощи в субъектах РФ [9]. Проблема практического применения текущих норм законодательства при оказании медицинской помощи пациентам с ЗНО отмечалась рядом российских исследователей и требует дальнейшей проработки с целью изменения положений регламентирующих документов, что необходимо для оказания качественной и доступной медицинской помощи пациентам с онкологическими заболеваниями [10, 11].
Цель исследования – провести анализ научных публикаций и нормативных правовых актов, рассматривающих вопросы организации медицинской помощи пациентам со злокачественными новообразованиями в Российской Федерации
Материалы и методы. Проанализированы материалы печатных работ в базе научной электронной библиотеки Elibrary.ru по запросам «организация медицинской помощи больным злокачественными новообразованиями» (2628 публикаций), «проблемы оказания медицинской помощи больным злокачественными новообразованиями» (2030 публикаций). Глубина поиска: с 2000 г. по 2025 г. Изучены опубликованные нормативно-правовые акты в системе Гарант и «Консультант плюс» по поисковому запросу «злокачественные новообразования» (42 источника), «онкологические заболевания» (31 источник). Проводились поисковые запросы по фамилиям авторов. Методами исследования явились аналитический обзор, метод экспертных оценок и контент-анализ, использовано 39 источников литературы.
Результаты. К основным нормативным правовым документам, регламентирующих оказание основании медицинской помощи (МП) пациентам злокачественными новообразованиями (ЗНО) в России, относят Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"; Приказ Министерства здравоохранения РФ от 4 июня 2020 г. № 548н "Об утверждении порядка диспансерного наблюдения за взрослыми с онкологическими заболеваниями"; Приказ Министерства здравоохранения РФ от 19 февраля 2021 г. № 116н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при онкологических заболеваниях" [12, 13, 14].
Приказом № 116н утвержден Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению при онкологических заболеваниях, в котором указаны виды и условия оказания медицинской помощи, правила организации деятельности первичного онкологического кабинета (ПОК), центра амбулаторной онкологической помощи (ЦАОП), онкологического диспансера, стандарты оснащения и штатные нормативы подразделений медицинской организации (МО), участвующей в оказании медицинской помощи пациенту с диагнозом злокачественного новообразования, определены действия врачей-специалистов и уровень оказания ими медицинской помощи, установлена роль консилиума врачей (онкологического консилиума) [13].
В приказе 548н указаны правила организации диспансерного наблюдения пациентам с диагнозом онкологического новообразования, сроки установления наблюдения, действия врача-онколога при осуществлении мероприятий по диспансерному наблюдению.
В Программе государственных гарантий на 2024–2026 годы (ПГГ) от 28.12.2023 г. включены сведения, «необходимые для оказания онкологической помощи, объемы запланированных финансовых затрат, а также указанные в части требований к территориальной программе государственных гарантий сроки ожидания медицинской помощи в случае подозрения и выявления онкологического заболевания» [15].
Локальные нормативные акты, действующие на территории Саратовской области, определяют основные требования к оказанию медицинской помощи пациентам с ЗНО в условиях медицинских учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Саратовской области, с учетом возрастно-половых характеристик населения, особенностей структуры заболеваемости по нозологиям, анализа статистических данных заболеваемости и смертности. Основным региональным законодательным актом по нормативному регулированию вопросов, связанных с организацией профилактики и лечения злокачественных новообразований, является Приказ министерства здравоохранения Саратовской области от 10 февраля 2021 года №21-п «О совершенствовании организации оказания медицинской помощи больным онкологического профиля на территории Саратовской области», действующий с 11 февраля 2021 года. В данном приказе указаны алгоритмы организации онкологической помощи, схема маршрутизации лиц с ЗНО, предмет контроля руководителей МО по вопросам оказания медицинской помощи онкологическим пациентам и др [16]. Дата выхода данного приказа свидетельствует о том, что Приказ министерства здравоохранения Саратовской области № 21-п опубликован ранее, чем действующий в настоящее время федеральный документ, что предопределяет обоснованность сопоставления регулирующих положений приведенных нормативно-правовых актов [17].
Основные структурные единицы представленной нормативной правовой базы по вопросам оказания медицинской помощи пациентам с онкологическими заболеваниями требуют детального анализа и определения проблем трактования документов регионального и федерального уровней [18]. Локальные нормативно-правовые акты должны дополнять и соответствовать федеральным, также недопустимы противоречия, о чем регулярно указывается в нормах права [19]. Приведение в соответствие вышеуказанных документов актуальным нормам законодательства РФ с целью недопустимости искажения интерпретации нормативных актов представляется приоритетной задачей в процессе законотворческой деятельности в данной области [20].
О феномене «коллизии права» как разногласии в нормативных правовых документах по вопросам здравоохранения указывает Коростелев А.М. и др., при детальном рассмотрении организационно-правовой основы реконструктивно-пластической хирургии в маммологии в случаях потребности в корректировке результатов операций, основной целью которых было достижение максимального результата с точки зрения прогноза онкологического процесса. Авторами выявлена необходимость сопоставления основных положений выпускаемых документов с актуальной нормативно-правовой базой, а также рекомендовано внесение изменений в «порядок оказания помощи больным с онкологическим заболеванием и профессиональные стандарты врачей-специалистов» [21].
В соответствии с данными о дате публикации литературных источников выявлено, что еще до начала действия приказа №116н последний претерпел критику среди организаторов здравоохранения. [23, 27, 33] Основными обсуждаемыми проблемами актуального приказа явились реализация права на выбор места получения медицинской помощи, место центров амбулаторной онкологической помощи в организационной структуре, отсутствие ряда детализирующих положений в сравнении с приказом 915н, таких как штатные нормативы. [30]
Выбор медицинской организации с учетом рекомендательного характера маршрутизации и правоприменительной практики в соответствии со ст. 21 ФЗ №323 позволяет врачу-онкологу поликлиники нарушить территориальные рекомендации по месту получения медицинской помощи при желании пациента обратиться в иную медицинскую организацию [22]. К вопросу достаточности положений нормативно-правовой основы можно отнести отсутствие проработанного алгоритма действий сотрудников в подобных ситуациях, когда в соответствии с иерархией правовых актов высшей юридической силой обладает федеральный закон. Так, об административных барьерах при оказании медицинской помощи пациентам за пределами территорий страхования указывает Огнерубов Н.А. и соавт., рекомендуя искоренить практику запрета выдачи направлений в иные медицинское организации, не соответствующие маршрутным путям пациента [23].
С целью оптимизации диагностики ЗНО как этапа маршрутизации взрослого пациента с подозрением на онкологическое заболевание изданы региональные нормативно-правовые акты, рекомендующие пути маршрутизации пациента на основании особенностей здравоохранения в условиях ограниченных ресурсов [24]. К тому же, в некоторых регионах России существуют дополнительные документы различной степени юридической силы, разъясняющие порядок получения медицинской помощи [25, 26].Факт потребности в разработке резолюций и иных документов онкологического сообщества отражает необходимость более детальной подготовки изменений и дополнений в нормативную правовую базу путем расширения сведений об ответственных за диагностику ЗНО структурах амбулаторного звена здравоохранения, роли референсных центров, обосновании выбора места проведения исследований и др.
Порядок маршрутизации онкологического пациента с момента издания приказа №116н лежит в ведении территориальных органов управления здравоохранением, что определяет границы возможностей министерств и ведомств, позволяя учесть финансирование медицинских организаций, территориальное расположение учреждений и филиалов и многие другие аспекты. Так, в соответствии с приказом 21п в Саратовской области имеется разделение места получения противоопухолевой терапии в зависимости от района проживания, однако очевидным представляется рекомендательный характер данных принципов, и региональная практика и данные многочисленных статистических отчетов внутри учреждения являются тому подтверждением. В качестве нормативного регулятора региональной практики оказания помощи пациентам с ЗНО рассмотрение приказа №116н представляется более объективным и правомерным по мнению многих исследователей.
В работах А. В. Ахоховой и соавт. указана дискутабельность проблемы практического применения регламентирующих положений Приказа Министерства здравоохранения РФ №116н, на основании которого с 1 января 2022 года оказывается медицинская помощь пациентам с ЗНО [27]. Наделение онкологического консилиума наивысшим с точки зрения исхода заболевания правом определения тактики лечения пациентов с ЗНО представляется необходимым к уточнению в связи с существенным ограничением числа организаций, соответствующих приведенным нормам в виде наличия всех профильных по методу лечения отделений и невозможностью осуществления межучережденческой этапности лечения пациента без его направления в медицинскую организацию третьего уровня, чем в ряде регионов может быть обусловлен близкий к монополистическому подход по вопросам определения тактики лечения онкологических пациентов. Распределение ответственности за принятое решение онкологического консилиума между лечащим врачом и участниками онкоконсилиума, сотрудниками другой медицинской организации, недопустимо с этической точки зрения ввиду несоблюдения требования о присутствии лечащего врача как участника консилиума в случаях, когда пациент планирует получать медицинскую помощь в иной организации, а также неправомерности решения консилиума врачей в крупных медицинских учреждениях, которым выделены объемы медицинской помощи в соответствии с решением территориальной комиссии фонда ОМС исключительно по хирургическому профилю для лечения онкологических заболеваний.
К тому же, выявлено отсутствие срока получения специализированной медицинской помощи с момента получения направления на консультацию, что присутствует в нормативных документах ДЗМ [28].
О развитии правового поля в стране и этапности формирования онкологической службы указывают Ледовских Ю.А. и соавт. на основании комплексного анализа целей и задач нормативных актов, издаваемых с 1945 года [29]. Приближение к месту жительства пациента специализированного лечения для формирования доступности медицинской помощи послужило одним из факторов дифференциации звеньев онкологической помощи и стало возможным при включении в Приказ № 116н положения о центрах амбулаторной медицинской помощи, что произошло впервые с момента формирования онкологической службы и вызвало многочисленные дискуссии в научном сообществе.
Лидирующая роль региональных онкологических диспансеров в противораковой борьбе остается неизменной, несмотря на создание по всей стране новых структурных подразделений крупных медицинских учреждений региона – центров амбулаторной онкологической помощи (ЦАОП), включающих в себя в том числе и функции первичных онкологических кабинетов и отделений поликлиник по месту жительства. Данное явление можно интерпретировать как фактор децентрализации онкологической службы, однако в условиях регионов роль данных подразделений требует оснащения кадрами и материально-технической базой, что затруднительно в условиях кадрового дефицита [30]. К тому же, остается нерешенным вопрос определения границ обсуживаемой территории и принципов формирования ЦАОП, что является предметом управленческих решений органов управления здравоохранением в регионе и может быть подвергнуто количественной оценке соответствия нормативам законодательной базы.
Необходимость профилактической работы в условиях центра амбулаторной онкологической помощи подчеркивается в работе Михеева А.В. и соавт., что соответствует положениям Приказа № 116н, однако эффективность выполнения данной функции остается неясной, в отличие от существующих критериев выполнения плана диспансеризации и проведения мероприятий по профилактике в поликлиниках [31].
По мнению Арзамасцевой А.И. и соавт., необходимо создание «зеленого коридора» для пациентов с диагнозом ЗНО в условиях отсутствия ЦАОП и более четкая маршрутизация пациентов для сокращения сроков получения специализированной медицинской помощи [32].
При реализации управленческих решений в здравоохранении необходимо ориентироваться на центральный механизм отраслевого целеполагания в виде медицинской эффективности и пользе для пациента. Симонян Р.З. и соавт., в свей работе указывает на «существенные недостатки ряда нормативно-правовых актов в сфере оказания медицинской помощи пациентам, страдающим онкологией» [33]. Авторами указано в том числе отсутствие систематизации и алгоритмизации взаимодействия органов власти, ответственных за обеспечение прав и свобод пациентов, которым требуется противоопухолевое лечение. Отсутствие в центрах амбулаторной онкологической помощи высококвалифицированных специалистов и медицинского оборудования для соблюдения сроков оказания взятия биопсии и постановки диагноза является одним из требующих конкретизации вопросов, как и критерии создания таких центров. Функции центров амбулаторной онкологической помощи и первичного онкологического кабинета должны быть подвергнуты точной дефиниции для оценки потребности в создании на базе больниц объединенных структур диагностики и лечения опухолей.
Алгоритм организации онкологической помощи пациентам в Саратовской области не является единым для всех пациентов с ЗНО, что обусловлено наличием в регионе медицинских организаций, подведомственных федеральным структурам, и значительному объему медицинской помощи, которая оказывается пациентам с ЗНО в учреждениях системы здравоохранения иной формы собственности. На территории приведенного к анализу региона на протяжении длительного времени объемы для оказания медицинской помощи по ОМС по онкологическому профилю выделялись частным медицинским организациям, больницам общетерапевтического профиля и клиникам, подведомственным профильному университету, что являлось фактором децентрализации онкологической помощи и требовало усовершенствования статистического учета [34]. Так, в соответствии с Приложением №1 к протоколу заседания Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Саратовской области от 12.01.2023 к реализации территориальной программы государственных гарантий допущено 5 государственных учреждений и 1 частное учреждение [35].
О проблеме взаимодействия частных и государственных медицинских учреждений при передаче сведений о пациенте с впервые выявленным злокачественным новообразованием указано в работе Минаевой А.К. и соавт. и других авторов [36, 37], где подвергнута анализу схема маршрутизации внутри контура частной медицинской клиники и за ее пределами. К основным проблемам отнесены «зоны контроля в вопросах получения пациентами медицинской помощи вне медицинской организации, в условиях которой было впервые выявлено ЗНО или подозрение на него и проблема финансирования медицинской помощи пациентам, получающим комплекс медицинских услуг по программам дополнительного медицинского страхования (ДМС)». Онкологический диагноз чаще всего не относят к страховому случаю, в связи с чем дальнейшее лечение пациента возможно при формировании договора о платных услугах с физическим лицом или по полису обязательного медицинского страхования.
Роль маршрутизации при информационном сопровождении пациента с ЗНО согласно локальному нормативному правовому акту Рязанской области становится очевидной при оказании медицинской помощи пациентам медицинскими организациями участниками обязательного медицинского страхования, что подтверждает необходимость правового регулирования работы частных учреждений здравоохранения по данному вопросу, на которые не распространяются рекомендации по штатному оснащению отделений медицинской организации онкологического профиля [38]. Научное обоснование региональной маршрутизации пациентов с ЗНО внедрено в региональные нормативные акты Курской области, чем подтверждается необходимость приоритетной проработки данного вопроса при создании законодательной базы по ключевым аспектам оказания медицинской помощи по данному профилю [39].
О необходимости привлечения профессионального сообщества и объединений врачей-специалистов при создании региональных нормативных актов указывается в работах Симонян Р.З. и соавт., где поднимается вопрос мониторинга правоприменительной практики выбора врача и медицинской организации [39].
Системный анализ существующей практики применения законов и приказов в управлении медицинской помощью пациентам с ЗНО большинство авторов научных публикаций позволил выявить следующие проблемы: право на выбор медицинской организации в соответствии с ФЗ №323 и этапность помощи онкологическому пациенту в соответствии с приказом 116н и территориальными приказами; отсутствие четких требований к созданию центров амбулаторной онкологической помощи; механизм взаимодействия государственных и частных учреждений здравоохранения, а также организаций федерального и регионального подчинения и др.
Обсуждение. Время от подозрения на ЗНО до начала специализированного лечения превышает допустимые сроки во многих городах РФ, что приводит к низкой доступности медицинской помощи по профилю «онкология». Проблема низкого уровня качества оказания медицинской помощи пациентам с ЗНО в меньшей мере связана с распространением на региональное звено здравоохранения достижений научного сообщества, отраженных в клинических рекомендациях, и требует конкретизации некоторых положений нормативно-правовой базы.
Необходимо внедрить мультидисциплинарный подход, ориентированный на ценности, в организацию медицинской помощи пациентам с злокачественными новообразованиями (ЗНО). Также важно оценить, насколько фактический путь пациента соответствует маршрутизации, рекомендованной нормативными актами. Оптимизация процесса оказания медицинской помощи в этой области позволит сократить время ожидания лечения и повысить как экономическую, так и медицинскую эффективность организационных и лечебных мероприятий по борьбе с онкологическими заболеваниями.
Преждевременная смертность от ЗНО и ранний выход на инвалидность демонстрирует потенциал реализации профилактических мероприятий и раннего выявления злокачественных образований и предопухолевых заболеваний, что в сочетании с применяемыми принципами маршрутизации пациентов при согласовании норм действующего законодательства позволит усовершенствовать противораковую борьбу как на уровне страны и региона, так и в отдельных учреждениях, а также повысит удовлетворенность пациентов уровнем оказания медицинских услуг [40-43].
Тем не менее, в отечественной литературе недостаточно освещены подходы к управлению внутри медицинских организаций в случаях спорных вопросов относительно маршрутизации пациентов, например, при желании пациента получать медицинские услуги в федеральных организациях, что не указано в подзаконных актах регионального органа управления здравоохранением. Применительно к вопросу формообразования системы оказания медицинской помощи онкологическим пациентам в регионах требуется дефиниция условий формирования и деятельности центров амбулаторной помощи в российском правовом поле и распределение функций в соответствии с кадровым ресурсом структурных единиц онкологической службы.
Данное исследование выявило ключевые аспекты оказания первичной специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи пациентам с онкологическими заболеваниями, основываясь на действующей нормативно-правовой базе и региональном опыте. Увеличение числа пациентов, получающих медицинскую помощь вне федерального центра, а также их влияние на заболеваемость и смертность от онкологии подчеркивает необходимость применения дифференцированного подхода к управлению здравоохранением в регионах. Это, в свою очередь, должно быть согласовано с действующими федеральными законами, приказами и порядками.
К недостаточности приказов можно отнести отсутствие сопроводительной терапии в медицинских учреждениях онкологического профиля, что в рекомендациях отнесено к роли центров амбулаторной помощи, однако в условиях практического здравоохранения реализуется в недостаточной степени, равно как и осведомленность о корригирующей терапии среди врачей-специалистов низкая.
Выводы. Проведенный анализ актуальных нормативных правовых актов позволяет сделать выводы, что в Российской Федерации создан пакет документов, регламентирующий оказание медицинской помощи пациентам со злокачественными новообразованиями. В то же время научными исследователями отмечается, что в связи с недостаточной проработанностью маршрутизации онкологических больных вследствие реформирования данной отрасли здравоохранения имеется необходимость многопрофильного обсуждения ряда организационно-правовых вопросов с учетом специфики региона на уровне местных органов управления здравоохранением с целью укрепления общественного здоровья и уменьшения числа смертей от онкологических заболеваний. Выявленные проблемы организации оказания медицинской помощи пациентам с ЗНО ассоциированы с недостаточной детализацией нормативно-правовой базы по данному вопросу. Целесообразность совершенствования правового регулирования оказания медицинской помощи пациентам с ЗНО обоснована влиянием выявленных серых зон в законодательстве на рост заболеваемости и смертности пациентов от злокачественных новообразований.
Список литературы
- Bray F, Laversanne M, Sung H, Ferlay J, Siegel RL, Soerjomataram I, Jemal A. Global cancer statistics 2022: GLOBOCAN estimates of incidence and mortality worldwide for 36 cancers in 185 countries. CA Cancer J Clin. 2024 May-Jun;74(3):229-263. doi: 10.3322/caac.21834. Epub 2024 Apr 4. PMID: 38572751.
- Еругина М.В., Кром И.Л., Сазанова Г.Ю. и др. Тенденции демографических показателей населения Российской Федерации. Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2023; 1: 79-88. – DOI 10.24412/2312-2935-2023-1-79-88. – EDN YRAHQE.
- Под ред. А.Д. Каприна, В.В. Старинского, А.О. Шахзадовой. Состояние онкологической помощи населению России в 2023 году. Москва: МНИОИ им. П.А. Герцена – филиал ФГБУ «НМИЦ радиологии» Минздрава России, 2024. 262 с. Демографический ежегодник России. 2023: Стат.сб./ Д 31
- Сазанова Г.Ю. Особенности заболеваемости, инвалидности и смертности населения Саратовской области. Кубанский научный медицинский вестник. 2012; 1(130): 144-146. – EDN OWZANP.
- Жук А.А., Сазанова Г.Ю. и др. Заболеваемость, первичный выход на инвалидность и смертность населения Саратовской области от злокачественных новообразований. Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2024; 5: 219-231. – DOI 10.24412/2312-2935-2024-5-219-231. – EDN IVUQER.
- Улумбекова Г.Э., Гиноян А.Б., Петрачков И.В. Факторы влияния на смертность от новообразований и болезней системы кровообращения в РФ с 2019 по 2020 г. ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучения. Вестник ВШОУЗ. 2021; 7: 3(25): 4-23. – DOI 10.33029/2411-8621-2021-7-3-4-23. – EDN LDGTJX.
- Указ Президента РФ от 6 июня 2019 г. N 254 "О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года" (с изменениями и дополнениями)
- Паспорт федерального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями»
- Курмангулов А.А., Задоркина Т.Г., Кононыхин А.А., Лялина Л.В. Перспективы совершенствования организации оказания онкологической помощи на основе SWOT-анализа действующего законодательства (научный обзор). Профилактическая и клиническая медицина. 2023; 2(87): 86-96. – DOI 10.47843/2074-9120_2023_2_86. – EDN IBICST.
- Сазанова Г.Ю. Научное обоснование повышения эффективности организации медицинской помощи пациентам терапевтического профиля: специальность 14.02.03 "Общественное здоровье и здравоохранение": автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук. Москва, 2018 – EDN POOBHX.
- Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
- Приказ Министерства здравоохранения РФ от 4 июня 2020 г. № 548н "Об утверждении порядка диспансерного наблюдения за взрослыми с онкологическими заболеваниями"
- Приказ Министерства здравоохранения РФ от 19 февраля 2021 г. № 116н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при онкологических заболеваниях"
- Постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2023 г. №2353 О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов
- Приказ министерства здравоохранения Саратовской области от 10 февраля 2021 года № 21-п «О совершенствовании организации оказания медицинской помощи больным онкологического профиля на территории Саратовской области»
- Матейкович М.С. Организация государственной власти в субъектах Российской Федерации: соотношение федерального и регионального правового регулирования. Проблемы разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления: Материалы научно-практического семинара, Тюменский государственный университет. 2002; 44-52. – EDN UYXALG.
- Дубгорин А.А., Еругина М.В. Организационно-экономические тенденции оказания паллиативной медицинской помощи в Саратовской области. Week of Russian science (WeRuS-2023): Сборник материалов ХII Всероссийской недели науки с международным участием, посвященной Году педагога и наставника. Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского. 2023: 37-39. – EDN RJYAPB.
- Андрусенко О. В., Митцукова Г. А. Законодательство субъектов Российской Федерации в системе законодательства Российской Федерации. Право и государство: теория и практика. 2017; 6(150): 9-12. – EDN ZUQOEP.
- Зарипова С.Р. Нормативное правовое регулирование взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в субъекте Российской Федерации (на примере Республики Татарстан): специальность 12.00.02 "Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право": диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Казань, 2012 – EDN QFWVOV.
- Коростелев А. М., Удовиченко И. В., Булынский Д. Н. и др. Организационно-правовая основа эстетической реконструкции молочной железы в онкологической клинике. Уральский медицинский журнал. 2021; 20 (2): 84-88. – DOI 10.52420/2071-5943-2021-20-2-84-88. – EDN QPPUTO.
- Статья 21. Выбор врача и медицинской организации. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 28.12.2024) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)
- Огнерубов Н.А., Зелепукин Р.В. Организация оказания медицинской помощи по профилю «онкология» пациентам за пределами территорий их страхования в условиях изменения нормативной регламентации. Consilium Medicum. 2021;23(12):986–990. DOI: 10.26442/20751753.2021.12.201269
- Сазанова Г. Ю., Пономарев А. Д., Мириева И. Д. Проблемы организации медицинской помощи населению муниципальных районов Саратовской области. Здравоохранение Российской Федерации. 2022; 66 (3): 208-212. – DOI 10.47470/0044-197X-2022-66-3-208-212. – EDN VAPARZ.
- Арзамасцева А. И., Бенцион Д. Л., Бердников Р. Б. и др. Резолюция совета экспертов на тему «Оптимизация пути пациента с раком легкого в Свердловской области». Медицинский совет. 2024; 18 (10): 14-17. – DOI 10.21518/ms2024-223. – EDN VTDOQI.
- Лебедев М. В., Керимова К. И., Захарова И. Ю. Совершенствование процессного подхода в маршрутизации пациентов со злокачественными новообразованиями челюстно-лицевой области на территории Пензенской области в 2021 году. Медико-фармацевтический журнал Пульс. 2021; 23 (7): 149-155. – DOI 10.26787/nydha-2686-6838-2021-23-7-149-155. – EDN UBHLXP.
- Ахохова А.В., Тхабисимова И.К., Медалиева Р.Х. и др. Некоторые вопросы регламентации приказа № 116н Минздрава России «Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению при онкологических заболеваниях» с позиции регионального опыта. ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучения. Вестник ВШОУЗ. 2024; 10, 1(35); 64-76. – DOI 10.33029/2411-8621-2024-10-1-64-76. – EDN IQLZXH.
- Орцханова Т.М., Демьянов В.Н. Правовые и иные смежные аспекты по вопросу оказания медицинской помощи онкобольным в условиях рисков распространения и противодействия коронавирусной инфекции (COVID-19) и ее штаммам: «на стыке» профессиональных воззрений и опыта. Актуальные проблемы государства и права. 2023; 7, 1(25): 45-59. – DOI 10.20310/2587-9340-2023-7-1-45-59. – EDN PMXWRU.
- Ледовских Ю.А., Тишкина С.Н. История нормативного регулирования организации онкологической службы в Российской Федерации. Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н.А. Семашко. 2023: 44-49. – DOI 10.25742/NRIPH.2023.04.007. – EDN ZKVUYB.
- Мурашко Р.А., Алексеенко С.Н., Кошкаров А.А. и др. Особенности маршрутизации пациентов и применения процессного подхода в онкологической службе на региональном уровне. Кубанский научный медицинский вестник. 2021; 28 (1): 84-102. – DOI 10.25207/1608-6228-2021-28-1-84-102. – EDN YTOZLU.
- Михеев А.В., Ахминеева А.Х., Шагал М.А. Значение профилактической работы в деятельности центров амбулаторной онкологической помощи. Эпомен: медицинские науки. 2024; 15: 36-47. – EDN CNALNR.
- Арзамасцева А.И., Бенцион Д.Л., Бердников Р.Б. и др. Резолюция совета экспертов на тему "Оптимизация пути пациента с раком легкого в Свердловской области". Медицинский совет. 2024; 18 (10): 14-17. – DOI 10.21518/ms2024-223. – EDN VTDOQI.
- Симонян Р.З., Алфимова К.А. Проблема правового регулирования оказания медицинской помощи пациентам с онкопатологией. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2021; 11: 50-54. – DOI 10.17513/mjpfi.13311. – EDN GSZZNS.
- Выписка из протокола заседания Комиссии по разработке территориальной программы ОМС Саратовской области № 1 от 12.01.2023 г.
- Приложение № 1 к протоколу заседания Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Саратовской области от 12.01.2023 № 1
- Минаева А.К., Лисаев Д.А., Коновалов О.Е. и др. Схема маршрутизации пациентов со злокачественными новообразованиями в частной медицинской организации. Вестник современной клинической медицины. 2024; 17 (6): 43-48. – DOI 10.20969/VSKM.2024.17(6).43-48. – EDN YLXUJY.
- Захарченко О.О., Терентьева Д.С., Шикина И.Б. Трансформация онкологического компонента диспансеризации определённых групп взрослого населения с 2013 по 2021 год. Социальные аспекты здоровья населения. 2022; 3(68): 3. DOI: 10.21045/2071-5021-2022-68-3-3
- Межевикина Г.С., Вагнер В.Д., Лавренюк Е.А. Нормативное правовое регулирование оказания медицинской помощи больным с предраковыми состояниями и злокачественными новообразованиями органов и тканей рта в Рязанской области. Наука молодых (Eruditio Juvenium). 2023; 11 (2): 289-297. – DOI 10.23888/HMJ2023112289-297. – EDN EIHVRD.
- Подольская Е.А. Совершенствование организации ультразвуковой диагностики при оказании медицинской помощи по профилю "онкология": специальность 14.02.03 "Общественное здоровье и здравоохранение": диссертация на соискание ученой степени доктора медицинских наук. 2022. – EDN GIHKPL.
- Симонян Р.З. Актуальные проблемы организации онкологической помощи глазами пациентов: правовой аспект. Проблемы общественного здоровья и здравоохранения: сборник трудов Всероссийской научно-практической онлайн-конференции с международным участием, Курск. Курский государственный медицинский университет. 2022: 165-168. – EDN AZXJCQ.
- Трифонова Н.Ю., Бутрина В.И., Шахвуварян С.Б., Люцко В.В. Медико-социальные аспекты инвалидности вследствие онкологических заболеваний и пути совершенствования мер реабилитации инвалидов. Современные проблемы науки и образования. 2014; 1: 163.
- Трифонова Н.Ю., Бутрина В.И., Люцко В.В. Влияние социальной поддержки на эффективность лечения онкологических больных. Фундаментальные исследования. 2014;4-1:371-374.
- Нечаева О.Б., Попович В.К., Шикина И.Б., Бирагова О.К. Индикаторы качества медицинской помощи при онкологических заболеваниях. Социальные аспекты здоровья населения [электронный научный журнал]. 2013; 1 (29). http://vestnik.mednet.ru/content/view/459/30/lang,ru/
- Хайлова Ж.В., Каприн А.Д., Михайлов И.А. и др. Разработка экспертной анкеты для формирования предложений по совершенствованию организации оказания медицинской помощи пациентам с онкологическими заболеваниями. Медицинские технологии. Оценка и выбор. 2024; 3(46): 33-42. – DOI 10.17116/medtech20244603133. – EDN IFGTYB.
References
- Bray F, Laversanne M, Sung H, Ferlay J, Siegel RL, Soerjomataram I, Jemal A. Global cancer statistics 2022: GLOBOCAN estimates of incidence and mortality worldwide for 36 cancers in 185 countries. CA Cancer J Clin. 2024 May-Jun;74(3):229-263. doi: 10.3322/caac.21834. Epub 2024 Apr 4. PMID: 38572751.
- Erugina M. V., I. L. Krom I. L., Sazanova G. Yu. i dr.. Tendencii demograficheskih pokazatelej naseleniya Rossijskoj Federacii. [Trends in demographic indicators of the population of the Russian Federation] Sovremennye problemy zdravoohraneniya i medicinskoj statistiki. [Modern problems of health care and medical statistics] 2023; 1: 79-88. – DOI 10.24412/2312-2935-2023-1-79-88. – EDN YRAHQE. (In Russian)
- Pod red. A.D. Kaprina, V.V. Starinskogo, A.O. Shahzadovoj. Sostoyanie onkologicheskoj pomoshchi naseleniyu Rossii v 2023 godu. Moskva: MNIOI im. P.A. Gercena – filial FGBU «NMIC radiologii» Minzdrava Rossii, 2024. 262 s. [The state of oncological care for the population of Russia in 2023. Moscow: P.A. Herzen Moscow Oncology Research Institute – branch of the National Medical Research Center of Radiology of the Ministry of Health of the Russian Federation, 2024] Demograficheskij ezhegodnik Rossii [Demographic yearbook of Russia. 2023]: Stat.sb./ D 31 (In Russian)
- Sazanova G. Yu. Osobennosti zabolevaemosti, invalidnosti i smertnosti naseleniya Saratovskoj oblasti. [Features of morbidity, disability and mortality of the population of the Saratov region] Kubanskij nauchnyj medicinskij vestnik [Kuban Scientific Medical Bulletin]. 2012; 1(130): 144-146. – EDN OWZANP. (In Russian)
- Zhuk A. A., Sazanova G. Yu. i dr. Zabolevaemost', pervichnyj vyhod na invalidnost' i smertnost' naseleniya Saratovskoj oblasti ot zlokachestvennyh novoobrazovanij. [Morbidity, primary disability and mortality of the population of the Saratov region from malignant neoplasms ] Sovremennye problemy zdravoohraneniya i medicinskoj statistiki. [Modern problems of health care and medical statistics] 2024; 5: 219-231. – DOI 10.24412/2312-2935-2024-5-219-231. – EDN IVUQER. (In Russian)
- Ulumbekova G.E., Ginoyan A.B., Petrachkov I.V. Faktory vliyaniya na smertnost' ot novoobrazovanij i boleznej sistemy krovoobrashcheniya v RF s 2019 po 2020 g. [Factors influencing mortality from neoplasms and diseases of the circulatory system in the Russian Federation from 2019 to 2020] ORGZDRAV: novosti, mneniya, obucheniya. Vestnik VShOUZ. [ORGZDRAV: news, opinions, training. Bulletin of the Higher School of Healthcare and Medical Statistics] 2021; 7: 3(25): 4-23. – DOI 10.33029/2411-8621-2021-7-3-4-23. – EDN LDGTJX. (In Russian)
- Ukaz Prezidenta RF ot 6 iyunya 2019 g. N 254 “O Strategii razvitiya zdravoohraneniya v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda” (s izmeneniyami i dopolneniyami) [Decree of the President of the Russian Federation of June 6, 2019 N 254 "On the Strategy for the Development of Healthcare in the Russian Federation until 2025" (with amendments and additions)] (In Russian)
- Pasport federal'nogo proekta «Bor'ba s onkologicheskimi zabolevaniyami» [Passport of the federal project "Fight against cancer"] (In Russian)
- Kurmangulov A. A., Zadorkina T. G., Kononyhin A. A., Lyalina L. V. Perspektivy sovershenstvovaniya organizacii okazaniya onkologicheskoj pomoshchi na osnove SWOT-analiza dejstvuyushchego zakonodatel'stva (nauchnyj obzor). [Prospects for improving the organization of oncological care based on a SWOT analysis of current legislation (scientific review)] Profilakticheskaya i klinicheskaya medicina. [Preventive and Clinical Medicine] 2023; 2(87): 86-96. – DOI 10.47843/2074-9120_2023_2_86. – EDN IBICST. (In Russian)
- Sazanova G.Yu. Nauchnoe obosnovanie povysheniya effektivnosti organizacii medicinskoj pomoshchi pacientam terapevticheskogo profilya: special'nost' 14.02.03 \"Obshchestvennoe zdorov'e i zdravoohranenie\": avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoj stepeni doktora medicinskih nauk. [Scientific substantiation of increasing the efficiency of organizing medical care for patients with a therapeutic profile: specialty 14.02.03 "Public Health and Healthcare": abstract of a dissertation for the degree of Doctor of Medical Sciences] Moskva, 2018 – EDN POOBHX. (In Russian)
- Federal'nyj zakon ot 21 noyabrya 2011 g. №323-FZ “Ob osnovah ohrany zdorov'ya grazhdan v Rossijskoj Federacii” [Federal Law of November 21, 2011 No. 323-FZ "On the Fundamentals of Protecting Citizens' Health in the Russian Federation"] (In Russian)
- Prikaz Ministerstva zdravoohraneniya RF ot 4 iyunya 2020 g. № 548n “Ob utverzhdenii poryadka dispansernogo nablyudeniya za vzroslymi s onkologicheskimi zabolevaniyami” [Order of the Ministry of Health of the Russian Federation of June 4, 2020 No. 548n "On Approval of the Procedure for Dispensary Observation of Adults with Oncological Diseases"] (In Russian)
- Prikaz Ministerstva zdravoohraneniya RF ot 19 fevralya 2021 g. № 116n "Ob utverzhdenii Poryadka okazaniya medicinskoj pomoshchi vzroslomu naseleniyu pri onkologicheskih zabolevaniyah" [Order of the Ministry of Health of the Russian Federation of February 19, 2021 No. 116n "On Approval of the Procedure for Providing Medical Care to the Adult Population with Oncological Diseases"] (In Russian)
- Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 28.12.2023 g. №2353 O Programme gosudarstvennyh garantij besplatnogo okazaniya grazhdanam medicinskoj pomoshchi na 2024 god i na planovyj period 2025 i 2026 godov [Resolution of the Government of the Russian Federation of December 28, 2023 No. 2353 On the Program of State Guarantees for the Provision of Free Medical Care to Citizens for 2024 and for the Planning Period of 2025 and 2026] (In Russian)
- Prikaz ministerstva zdravoohraneniya Saratovskoj oblasti ot 10 fevralya 2021 goda № 21-p «O sovershenstvovanii organizacii okazaniya medicinskoj pomoshchi bol'nym onkologicheskogo profilya na territorii Saratovskoj oblasti» [Order of the Ministry of Health of the Saratov Region of February 10, 2021 No. 21-p "On improving the organization of medical care for cancer patients in the Saratov region"] (In Russian)
- Matejkovich M.S. Organizaciya gosudarstvennoj vlasti v sub"ektah Rossijskoj Federacii: sootnoshenie federal'nogo i regional'nogo pravovogo regulirovaniya. Problemy razgranicheniya predmetov vedeniya i polnomochij mezhdu federal'nymi organami ispolnitel'noj vlasti, organami ispolnitel'noj vlasti sub"ektov Rossijskoj Federacii i organami mestnogo samoupravleniya: Materialy nauchno-prakticheskogo seminara, Tyumenskij gosudarstvennyj universitet. [Organization of state power in the constituent entities of the Russian Federation: the relationship between federal and regional legal regulation. Problems of delimitation of jurisdiction and powers between federal executive bodies, executive bodies of the constituent entities of the Russian Federation and local governments: Proceedings of the scientific and practical seminar, Tyumen State University] 2002; 44-52. – EDN UYXALG. (In Russian)
- Dubgorin A.A., Erugina M.V. Organizacionno-ekonomicheskie tendencii okazaniya palliativnoj medicinskoj pomoshchi v Saratovskoj oblasti. [Organizational and economic trends in the provision of palliative medical care in the Saratov region] Week of Russian science (WeRuS-2023): Sbornik materialov HII Vserossijskoj nedeli nauki s mezhdunarodnym uchastiem, posvyashchennoj Godu pedagoga i nastavnika. Saratovskij gosudarstvennyj medicinskij universitet imeni V.I. Razumovskogo [Collection of materials from the XII All-Russian week of science with international participation, dedicated to the Year of the teacher and mentor. Saratov State Medical University named after V.I. Razumovsky]. 2023: 37-39. – EDN RJYAPB. (In Russian)
- Andrusenko O.V., Mitcukova G.A. Zakonodatel'stvo sub"ektov Rossijskoj Federacii v sisteme zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. [Legislation of the constituent entities of the Russian Federation in the legislative system of the Russian Federation] Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika. [Law and state: theory and practice] 2017; 6(150): 9-12. – EDN ZUQOEP. (In Russian)
- Zaripova S. R. Normativnoe pravovoe regulirovanie vzaimodejstviya organov gosudarstvennoj vlasti i organov mestnogo samoupravleniya v sub"ekte Rossijskoj Federacii (na primere Respubliki Tatarstan): [Normative legal regulation of the interaction of state authorities and local governments in a constituent entity of the Russian Federation (on the example of the Republic of Tatarstan)] special'nost' 12.00.02 \"Konstitucionnoe pravo; konstitucionnyj sudebnyj process; municipal'noe pravo\": dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni kandidata yuridicheskih nauk. [specialty 12.00.02 "Constitutional law; constitutional litigation; municipal law": dissertation for the degree of candidate of legal sciences] Kazan', 2012 – EDN QFWVOV. (In Russian)
- Korostelev A. M., Udovichenko I. V., Bulynskij D. N. i dr. Organizacionno-pravovaya osnova esteticheskoj rekonstrukcii molochnoj zhelezy v onkologicheskoj klinike. [Organizational and legal basis for aesthetic reconstruction of the mammary gland in an oncology clinic] Ural'skij medicinskij zhurnal. [Ural Medical Journal] 2021; 20 (2): 84-88. – DOI 10.52420/2071-5943-2021-20-2-84-88. – EDN QPPUTO. (In Russian)
- Stat'ya 21. Vybor vracha i medicinskoj organizacii. Federal'nyj zakon ot 21.11.2011 N 323-FZ (red. ot 28.12.2024) \"Ob osnovah ohrany zdorov'ya grazhdan v Rossijskoj Federacii\" (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.03.2025) [Article 21. Choice of doctor and medical organization. Federal Law of 21.11.2011 N 323-FZ (as amended on 28.12.2024) "On the Fundamentals of Health Protection of Citizens in the Russian Federation" (as amended and supplemented, entered into force on 01.03.2025)] (In Russian)
- Ognerubov N.A., Zelepukin R.V. Organizaciya okazaniya medicinskoj pomoshchi po profilyu «onkologiya» pacientam za predelami territorij ih strahovaniya v usloviyah izmeneniya normativnoj reglamentacii. [Organization of the provision of medical care in the profile of "oncology" to patients outside the territories of their insurance in the context of changing regulatory regulations] Consilium Medicum. 2021;23(12):986–990. DOI: 10.26442/20751753.2021.12.201269 (In Russian)
- Sazanova G. Yu., Ponomarev A. D., Mirieva I. D. Problemy organizacii medicinskoj pomoshchi naseleniyu municipal'nyh rajonov Saratovskoj oblasti. [Problems of organizing medical care for the population of municipal districts of the Saratov region] Zdravoohranenie Rossijskoj Federacii. [Healthcare of the Russian Federation] 2022; 66 (3): 208-212. – DOI 10.47470/0044-197X-2022-66-3-208-212. – EDN VAPARZ. (In Russian)
- Arzamasceva A. I., Bencion D. L., Berdnikov R. B. i dr. Rezolyuciya soveta ekspertov na temu «Optimizaciya puti pacienta s rakom legkogo v Sverdlovskoj oblasti». [Resolution of the Expert Council on the topic "Optimization of the path of a patient with lung cancer in the Sverdlovsk region".] Medicinskij sovet. [Medical Council] 2024; 18 (10): 14-17. – DOI 10.21518/ms2024-223. – EDN VTDOQI. (In Russian)
- Lebedev M. V., Kerimova K. I., Zaharova I. Yu. Sovershenstvovanie processnogo podhoda v marshrutizacii pacientov so zlokachestvennymi novoobrazovaniyami chelyustno-licevoj oblasti na territorii Penzenskoj oblasti v 2021 godu. [Improving the process approach to routing patients with malignant neoplasms of the maxillofacial region in the Penza region in 2021] Mediko-farmacevticheskij zhurnal Pul's. [Medical and Pharmaceutical Journal Pulse] 2021; 23 (7): 149-155. – DOI 10.26787/nydha-2686-6838-2021-23-7-149-155. – EDN UBHLXP. (In Russian)
- Ahohova A. V., Thabisimova I. K., Medalieva R. H. i dr. Nekotorye voprosy reglamentacii prikaza № 116n Minzdrava Rossii «Poryadok okazaniya medicinskoj pomoshchi vzroslomu naseleniyu pri onkologicheskih zabolevaniyah» s pozicii regional'nogo opyta. [Some issues of regulation of order No. 116n of the Ministry of Health of Russia "Procedure for the provision of medical care to the adult population with oncological diseases" from the standpoint of regional experience] ORGZDRAV: novosti, mneniya, obucheniya. Vestnik VShOUZ. [ORGZDRAV: news, opinions, training. Bulletin of the Higher School of Health] 2024; 10, 1(35); 64-76. – DOI 10.33029/2411-8621-2024-10-1-64-76. – EDN IQLZXH. (In Russian)
- Orckhanova T. M. , Dem'yanov V. N. Pravovye i inye smezhnye aspekty po voprosu okazaniya medicinskoj pomoshchi onkobol'nym v usloviyah riskov rasprostraneniya i protivodejstviya koronavirusnoj infekcii (COVID-19) i ee shtammam: «na styke» professional'nyh vozzrenij i opyta. [Legal and other related aspects of the provision of medical care to cancer patients in the context of the risks of the spread and counteraction of coronavirus infection (COVID-19) and its strains: "at the intersection" of professional views and experience] Aktual'nye problemy gosudarstva i prava. [Actual problems of state and law] 2023; 7, 1(25): 45-59. – DOI 10.20310/2587-9340-2023-7-1-45-59. – EDN PMXWRU. (In Russian)
- Ledovskih Yu. A., Tishkina S. N. Istoriya normativnogo regulirovaniya organizacii onkologicheskoj sluzhby v Rossijskoj Federacii. [History of regulatory framework for the organization of oncology services in the Russian Federation] Byulleten' Nacional'nogo nauchno-issledovatel'skogo instituta obshchestvennogo zdorov'ya imeni N.A. Semashko [Bulletin of the National Research Institute of Public Health named after N.A. Semashko]. 2023: 44-49. – DOI 10.25742/NRIPH.2023.04.007. – EDN ZKVUYB. (In Russian)
- Murashko R. A., Alekseenko S. N., Koshkarov A. A. i dr. Osobennosti marshrutizacii pacientov i primeneniya processnogo podhoda v onkologicheskoj sluzhbe na regional'nom urovne. [Features of patient routing and application of the process approach in oncology service at the regional level] Kubanskij nauchnyj medicinskij vestnik [Kuban Scientific Medical Bulletin]. 2021; 28 (1): 84-102. – DOI 10.25207/1608-6228-2021-28-1-84-102. – EDN YTOZLU. (In Russian)
- Miheev A. V., Ahmineeva A. H., Shagal M. A. Znachenie profilakticheskoj raboty v deyatel'nosti centrov ambulatornoj onkologicheskoj pomoshchi. [The importance of preventive work in the activities of outpatient oncology care centers] Epomen: medicinskie nauki. [Epomen: medical sciences] 2024; 15: 36-47. – EDN CNALNR. (In Russian)
- Arzamasceva A. I., Bencion D. L., Berdnikov R. B. i dr. Rezolyuciya soveta ekspertov na temu \"Optimizaciya puti pacienta s rakom legkogo v Sverdlovskoj oblasti\". [Resolution of the expert council on the topic "Optimization of the path of a patient with lung cancer in the Sverdlovsk region".] Medicinskij sovet. [Medical Council] 2024; 18 (10): 14-17. – DOI 10.21518/ms2024-223. – EDN VTDOQI. (In Russian)
- Simonyan R. Z., Alfimova K. A. Problema pravovogo regulirovaniya okazaniya medicinskoj pomoshchi pacientam s onkopatologiej. [The problem of legal regulation of the provision of medical care to patients with oncopathology] Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij [International Journal of Applied and Fundamental Research]. 2021; 11: 50-54. – DOI 10.17513/mjpfi.13311. – EDN GSZZNS. (In Russian)
- Vypiska iz protokola zasedaniya Komissii po razrabotke territorial'noj programmy OMS Saratovskoj oblasti № 1 ot 12.01.2023 g. [Extract from the minutes of the meeting of the Commission for the Development of the Territorial Compulsory Medical Insurance Program of the Saratov Region No. 1 dated 12.01.2023] (In Russian)
- Prilozhenie № 1 k protokolu zasedaniya Komissii po razrabotke territorial'noj programmy obyazatel'nogo medicinskogo strahovaniya Saratovskoj oblasti ot 12.01.2023 № 1 [Appendix No. 1 to the minutes of the meeting of the Commission for the Development of the Territorial Compulsory Medical Insurance Program of the Saratov Region dated 12.01.2023 No. 1] (In Russian)
- Minaeva A. K., Lisaev D. A., Konovalov O. E. i dr. Skhema marshrutizacii pacientov so zlokachestvennymi novoobrazovaniyami v chastnoj medicinskoj organizacii. [Routing scheme for patients with malignant neoplasms in a private medical organization] Vestnik sovremennoj klinicheskoj mediciny. [Bulletin of Modern Clinical Medicine] 2024; 17 (6): 43-48. – DOI 10.20969/VSKM.2024.17(6).43-48. – EDN YLXUJY. (In Russian)
- Zakharchenko OO, Terentyeva DS, Shikina I.B. Transformation of the oncological component of the clinical examination of certain groups of the adult population from 2013 to 2021. [Transformation of the oncological component of the clinical examination of certain groups of the adult population from 2013 to 2021]. Social aspects of population health. [Social aspects of population health]. 2022; 3(68): 3. (In Russian) DOI: 10.21045/2071-5021-2022-68-3-3
- Mezhevikina G.S., Vagner V.D., Lavrenyuk E.A. Normativnoe pravovoe regulirovanie okazaniya medicinskoj pomoshchi bol'nym s predrakovymi sostoyaniyami i zlokachestvennymi novoobrazovaniyami organov i tkanej rta v Ryazanskoj oblasti. [Normative legal regulation of the provision of medical care to patients with precancerous conditions and malignant neoplasms of oral organs and tissues in the Ryazan region] Nauka molodyh (Eruditio Juvenium). [Science of the Young (Eruditio Juvenium).] 2023; 11 (2): 289-297. – DOI 10.23888/HMJ2023112289-297. – EDN EIHVRD. (In Russian)
- Podol'skaya E.A. Sovershenstvovanie organizacii ul'trazvukovoj diagnostiki pri okazanii medicinskoj pomoshchi po profilyu \"onkologiya\": special'nost' 14.02.03 \"Obshchestvennoe zdorov'e i zdravoohranenie\": dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni doktora medicinskih nauk. [Improving the organization of ultrasound diagnostics in the provision of medical care in the profile of "oncology": specialty 14.02.03 "Public Health and Health Care": dissertation for the degree of Doctor of Medical Sciences] 2022. – EDN GIHKPL. (In Russian)
- Simonyan R. Z. Aktual'nye problemy organizacii onkologicheskoj pomoshchi glazami pacientov: pravovoj aspekt. Problemy obshchestvennogo zdorov'ya i zdravoohraneniya: sbornik trudov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj onlajn-konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, Kursk. [Actual problems of organizing oncological care through the eyes of patients: legal aspect. Problems of public health and healthcare: collection of works of the All-Russian scientific and practical online conference with international participation, Kursk] Kurskij gosudarstvennyj medicinskij universitet. [Kursk State Medical University] 2022: 165-168. – EDN AZXJCQ. (In Russian)
- Trifonova N.Yu., Butrina V.I., Shakhvuvaryan S.B., Lyutsko V.V. Mediko-social'nye aspekty invalidnosti vsledstvie onkologicheskih zabolevanij i puti sovershenstvovaniya mer reabilitacii invalidov. [Medical and social aspects of disability due to cancer and ways to improve rehabilitation measures for people with disabilities]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. [Modern problems of science and education]. 2014; 1: 163. (In Russian)
- Trifonova N.Yu., Butrina V.I., Lyutsko V.V. Vliyanie social'noj podderzhki na effektivnost' lecheniya onkologicheskih bol'nyh. [Impact of social support on the effectiveness of treatment of cancer patients]. Fundamental'nye issledovaniya. [Basic research]. 2014;4-1:371-374. (In Russian)
- Nechaeva O.B., Popovich V.K., Shikina I.B., Biragova O.K. Indikatory kachestva medicinskoj pomoshchi pri onkologicheskih zabolevaniyah. [Indicators of the quality of medical care for cancer patients]. Social'nye aspekty zdorov'ya naseleniya [elektronnyj nauchnyj zhurnal]. [Social aspects of public health [electronic scientific journal]. 2013; 1 (29). http://vestnik.mednet.ru/content/view/459/30/lang,ru/
- Hajlova Zh.V., Kaprin A.D., Mihajlov I.A. i dr. Razrabotka ekspertnoj ankety dlya formirovaniya predlozhenij po sovershenstvovaniyu organizacii okazaniya medicinskoj pomoshchi pacientam s onkologicheskimi zabolevaniyami. [Development of an expert questionnaire for the formation of proposals for improving the organization of medical care for patients with oncological diseases] Medicinskie tekhnologii. Ocenka i vybor. [Medical technologies. Assessment and selection] 2024; 3(46): 33-42. – DOI 10.17116/medtech20244603133. – EDN IFGTYB. (In Russian)
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Работа выполнена в рамках НИОКТР от 30.04.2021 г. № 121051100308-8 «Медико-социологическое обоснование направлений совершенствования регионального здравоохранения».
Acknowledgments. The study did not have sponsorship.
Conflict of interests. The work was carried out within the framework of R&D of 30.04.2021 № 121051100308-8 “Medical and sociological substantiation of directions of improvement of regional health care”.
Сведения об авторах
Сазанова Галина Юрьевна – доктор медицинских наук, доцент, профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения (с курсами правоведения и истории медицины), ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет имени В. И. Разумовского» Министерство здравоохранения Российской Федерации, 410012, Приволжский федеральный округ, Саратовская область, г. Саратов, ул. Большая Казачья, 112, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ORCID: 0000-0003-3916-8532; SPIN-код - 3919-4070
Еругина Марина Василидовна – доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой общественного здоровья и здравоохранения (с курсами правоведения и истории медицины), ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет имени В. И. Разумовского» Министерство здравоохранения Российской Федерации, 410012, Приволжский федеральный округ, Саратовская область, г. Саратов, ул. Большая Казачья, 112,; e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.. ORCID: 0000-0003-4253-5313. SPIN-код: 7016-3160
Жук Алена Александровна - аспирант кафедры общественного здоровья и здравоохранения (с курсами правоведения и истории медицины), ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет имени В. И. Разумовского» Министерство здравоохранения Российской Федерации, 410012, Приволжский федеральный округ, Саратовская область, г. Саратов, ул. Большая Казачья, 112, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ORCID: 0000-0002-5236-0871; SPIN-код–9330-6067
Долгова Елена Михайловна – кандидат медицинских наук, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения (с курсами правоведения и истории медицины), ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет имени В. И. Разумовского» Министерство здравоохранения Российской Федерации, 410012, Приволжский федеральный округ, Саратовская область, г. Саратов, ул. Большая Казачья, 112; e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.. ORCID: 0000-0002-0135-1254. SPIN-код: 6908-1011
Дубгорин Антон Александрович – аспирант кафедры общественного здоровья и здравоохранения (с курсами правоведения и истории медицины), ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет имени В. И. Разумовского» Министерство здравоохранения Российской Федерации, 410012, Приволжский федеральный округ, Саратовская область, г. Саратов, ул. Большая Казачья, 112, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. ORCID: 0000-0003-1114-7246; SPIN-код:8323-2440
About the authors
Sazanova Galina Yuryevna – Doctor of Medical Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Public Health and (with courses in law and history of medicine) of Saratov State Medical University named after V.I. Razumovsky, Saratov, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ORCID: 0000-0003-3916-8532; SPIN-cod –3919-4070
Erugina Marina Vasilidovna – Doctor of Medical Sciences, Professor, Head of the Department of Health Organization and Public Health (with courses in law and history of medicine) of Saratov State Medical University named after V.I. Razumovsky, Saratov, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.. ORCID: 0000-0003-4253-5313. SPIN: 7016-3160
Zhuk Alena Aleksandrovna - postgraduate student of the Department of Public Health and Healthcare (with courses in law and history of medicine) of Saratov State Medical University named after V.I. Razumovsky, Saratov, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ORCID: 0000-0002-5236-0871; SPIN-cod – 9330-6067
Dolgova Elena Michaylovna – Candidate of Medical Sciences, Associate Professor of the Department of Health Organization and Public Health (with Courses of Law and History of Medicine) of Saratov State Medical University named after V. I. Razumovsky, Saratov; e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.. ORCID: 0000-0002-0135-1254. SPIN-код: 6908-1011
Dubgorin Anton Aleksandrovich - postgraduate student of the Department of Public Health and Healthcare (with courses in law and history of medicine) of Saratov State Medical University named after V.I. Razumovsky, Saratov,, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. ORCID: 0000-0003-1114-7246; SPIN-код:8323-2440
Статья получена: 28.05.2025 г.
Принята к публикации: 25.09.2025 г.
URL: http://www.healthproblem.ru/magazines?text=1687 (дата обращения: 08.10.2025).