СВЯЗЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ВРАЧЕЙ С ЧАСТОТОЙ ЖАЛОБ ПАЦИЕНТОВ
А.Р.Примачёва1, Т.П.Сабгайда1, П.И.Тришина2
1. ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Москва, Россия
2. ЦУР ГБУ МО «Московский областной медицинский информационно-аналитический центр», Московская область, Красногорск, Россия
Полнотекстовый файл PDF (450 Kb)
Резюме:
Принято считать, что психосоциональное выгорание является системной проблемой и не относится к зоне ответственности отдельно взятого врача. Однако анализ жалоб пациентов показывает, что значительная часть жалоб посвящена недостаточно удовлетворительному отношению со стороны медицинского работника. В целом, суть жалобы можно рассматривать с двух точек зрения: индивидуальные недостатки медицинских работников с позиции выполнения ими своих обязанностей или недостатки в предоставлении медицинских услуг и проблемы на организационном уровне. Могут ли личностные характеристики врачей способствовать повышению конфликтности и провоцировать пациентов писать жалобы?
Цель: на основе опроса врачей определить факторы, влияющие на их психологическое восприятие жалоб пациентов и проанализировать связь этих факторов с частотой жалоб пациентов на медицинскую помощь
Материалы и методы. Проанализированы обращения граждан Московской области в органы власти всех уровней, аккумулированные в еЦУР Московкой области и отнесённые искусственным интеллектом к тематической категории «Здравоохранение», за 2023 год. Было проведено анкетирование 2862 врачей, работающих в государственных медицинских организациях Московской области.
Результаты. Для уточнения полученных результатов кластеризации мы выделили пять факторов. Первый фактор сопряжён с удовольствием врачей от своей работы. Он формирует устойчивость к эмоциональным проблемам на работе, характеризуется комфортными условиями труда и психологическим комфортом в коллективе. Второй фактор отражает повышенную тревожность врачей. Третий фактор отражает активную жизненную позицию врачей и их психологическую стабильность. Четвёртый фактор отражает отсутствие взаимоуважения и сплочённости в коллективе. Пятый фактор связан с психологической нестабильностью врачей и их стажем работы.
Обсуждение. По результатам выделилось два фактора, которые соответствуют мнению врачей, не имеющих психологических и эмоциональных затруднений, один фактор отражает усталость врачей, и два фактора связаны с нестабильным и равнодушным психологическим состоянием врачей. Второй фактор определил наличие некой настороженности врачей по отношению к пациентам, возможно, связанной с. тревожностью врачей, а в некоторых случаях – с их равнодушием. Интересен факт, что при данных результатах доля необоснованных жалоб ниже, что может говорить о том, что равнодушие врачей, их неумение совладать с проблемами и, по-видимому, признавать ошибки, заставляет руководство соглашаться с жалобами и признавать то, что они обоснованы, и врач действительно вёл себя некорректно. Поскольку данные результаты говорят об особенностях личности врачей, то организационно-методические мероприятия на уровне всей медицинской организации, направленные на повышение удовлетворенности и пациента, и врача, не будут максимально эффективными.
Заключение. Нестабильное психологическое состояние врачей не связано с частотой жалоб от пациентов, зато связано со структурой жалоб. Тревожность и эмоциональные затруднения врачей влияют не только на отношения с пациентом, но и на качество оказываемых медицинских услуг, о чем свидетельствует снижение доли необоснованных жалоб, которые являются показателем плохих отношений между врачом и пациентом. Это свидетельствует о том, что сегодня требуется системная психологическая поддержка не только некоторым пациентам, но и врачам.
Ключевые слова: центр управления регионом; частота обращений пациентов; жалобы от пациентов; обратная связь от пациента; необоснованная жалоба; психологическое состояние врачей
Библиографическая ссылка:
А.Р.Примачёва, Т.П.Сабгайда, П.И.Тришина, СВЯЗЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ВРАЧЕЙ С ЧАСТОТОЙ ЖАЛОБ ПАЦИЕНТОВ // НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ РЕЦЕНЗИРУЕМЫЙ ЖУРНАЛ "СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ СТАТИСТИКИ". - 2025. - №4;
URL: http://www.healthproblem.ru/magazines?text=1717 (дата обращения: 05.12.2025).
URL: http://www.healthproblem.ru/magazines?text=1717 (дата обращения: 05.12.2025).
Код для вставки на сайт или в блог:
Просмотры статьи:
Сегодня: 9 | За неделю: 14 | Всего: 14







