Научно-практический рецензируемый журнал
"Современные проблемы здравоохранения
и медицинской статистики"
Scientific journal «Current problems of health care and medical statistics»
Новости научно-практического рецензируемого журнала
Больше новостей

Диагностика и профилактика преждевременного старения

Организация здравоохранения

МОТИВАЦИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ РОСТУ ВРАЧЕЙ (обзор литературы)

В.М. Мишарин1
1. ФГБУ «Научно-исследовательский институт пульмонологии» Федерального медико-биологического агентства, Москва
Резюме:
Актуальность. Профессиональное развитие подразумевает непрерывность образования, которой способствует мотивация к обучению. Мотивация — это совокупность внутренних и внешних факторов, вызывающих, направляющих и поддерживающих целенаправленное поведение. Понимание природы мотивации позволяет более эффективно формировать устойчивые личные привычки. В образовании понимание мотивации важно для развития внутренней мотивации учащихся, поддержания их автономии, для повышения значимости и самоценности обучения. Цель обзора систематизировать факторы, влияющие на мотивацию врачей к профессиональному развитию, и трудности поддержания мотивации врачей к профессиональной состоятельности, а также описать стратегии, способные повысить вовлеченность в обучение на протяжении всей жизни. Методы. Литературные источники отобраны по ключевым словам (мотивация к обучению/ к профессиональному развитию / к профессиональному росту / к профессиональному совершенствованию / к повышению квалификации) в реферативных базах библиотека Выготского, Elibrary, PsyJournals.ru, Google Scholar, SpringerLink. Результаты. Можно выделить 5 групп факторов, влияющих на мотивацию человека к профессиональному развитию: внутренняя и внешняя мотивация; рабочая среда и поддержка со стороны организации; профессиональная идентичность и образцы для подражания; автономия и свобода воли; профессиональное развитие как путь длиною в жизнь; мотивация к профессиональному развитию. К трудностям поддержания мотивации врачей к профессиональному развитию в первую очередь относят нехватку времени, эмоциональное выгорание, отсутствие немедленного вознаграждения, неравный доступ к ресурсам и возможностям профессионального образования. К числу эффективных стратегий относят учет индивидуальных возможностей обучения; наставничество и поддержка со стороны коллег; системы признания и вознаграждения; культура рабочего места и поддержка руководства; планирование и управление временем. Заключение. Большинство факторов, влияющих на мотивацию работника к профессиональному развитию, в среде врачей имеют позитивное наполнение. К совершенствованию квалификации врачей толкает сильная внутренняя мотивация, важность профессиональной идентичности наряду с желанием соответствовать ярким представителям профессиональной среды. Нехватка времени и эмоциональное выгорание становятся серьезными препятствиями для реализации концепции непрерывности совершенствовании в личной профессиональной жизни врачей. Ключевые стратегии направлены на формирование вокруг медицинского работника окружающей среды, благоприятствующей поддержанию высокого уровня его профессионализма.
Ключевые слова: мотивация; профессиональное развитие; образование; врачи

Библиографическая ссылка:
В.М. Мишарин, МОТИВАЦИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ РОСТУ ВРАЧЕЙ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ) // НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ РЕЦЕНЗИРУЕМЫЙ ЖУРНАЛ "СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ СТАТИСТИКИ". - 2025. - №3;
URL: http://www.healthproblem.ru/magazines?text=1683 (дата обращения: 08.10.2025).

Код для вставки на сайт или в блог:

Просмотры статьи:
Сегодня: 2 | За неделю: 2 | Всего: 4