Организация фармацевтического дела
ПРОФИЛИРОВАНИЕ ПАТТЕРНОВ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ МАРКЕТИНГОВЫХ ЗАДАЧ АПТЕЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
А.С. Пантелеев1, Ж.В. Мироненкова1, С.З. Умаров1, С.А. Бунин1, Л.М. Габдулхакова2, К.В. Лозовая2
1. ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный химико-фармацевтический университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Санкт-Петербург
2. ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Уфа
Полнотекстовый файл PDF (544 Kb)
Резюме:
Введение. В настоящее время профилирование паттернов является одним из современных подходов к персонализированному маркетингу в аптечных организациях (АО), который позволяет создавать прогнозные модели потребительского поведения для оптимизации рекламного бюджета, корректировки ассортимента и цен ТАА, повышения маржинальности АО. Для профилирования паттернов необходимо приведение к единообразию наименований переменных, форматов данных, объединение, хранение, а также автоматическое обновление сущностных характеристик паттернов в профилированных справочниках данных. Для осуществления персонализированного маркетинга требуется кодированное введение данных потребителей, а также товаров с учетом наименований, брендов, дозировок, фасовок, а также типов, размеров, количеств лекарственных препаратов и других товаров аптечного ассортимента (ТАА).
Цель исследования: научное обоснование поведенческих паттернов потребителей с учетом их профилирования для выполнения задач персонализированного маркетинга в аптечных организациях.
Материалы и методы: исследования проводились путём анализа историй транзакций потребителей из CRM-систем при покупках товаров в 1121 розничных аптечных организациях, расположенных в 8 федеральных округах Российской Федерации, относящихся к аптечным сетям «Озерки», «Доктор Столетов», «Самсон-Фарма», «Супераптека», «Мосаптека» (Big Data). Период исследования - 2018-2023 годы. Анализ проводился после предварительной очистки данных. В информационный массив были включены данные потребителей с учетом частоты покупок (не менее 5 транзакций с интервалом в среднем не более 150 дней), несклонных к прекращению покупок; данные участия в программах лояльности, предполагающих применение скидок и бонусов. Методы исследований: статистическое наблюдение, сводка и группировка данных, расчет средних величин и медианы, анализ рядов динамики, стратификация.
Результаты и обсуждение. Проведена стратификация потребителей товаров аптечного ассортимента. Установлены высокие показатели среднего количества посещений аптечной организации за анализируемый период в сочетании с низким показателем медианы времени между посещениями аптечной организации в страте потребителей товаров аптечного ассортимента для лечения хронических заболеваний. Проведен анализ потребителей по ценовым паттернам: средняя цена покупки, средняя сумма чека, максимальная цена покупки. Наиболее высокие показатели имели технологически ориентированные потребители, для которых типичная цена одного ТАА в корзине составляла 579,56 руб.; стандартный бюджет при одном посещении был равен 1376,57 руб.; верхняя граница платежеспособности (максимальная цена покупки) составляла 3017,04 руб. Один из самых низких показателей средней суммы бонусов был в сегменте потребителей ТАА для лечения хронических заболеваний. Усредненная маржа была наиболее высокой в страте потребителей, посещающих аптечную организацию попутно.
Заключение. Результаты исследования позволяют повысить лояльность потребителей ТАА путем применения персонализированных маркетинговых мероприятий.
Ключевые слова: персонализированный маркетинг, цена, чек, бонус, скидка, маржа
Библиографическая ссылка:
А.С. Пантелеев, Ж.В. Мироненкова, С.З. Умаров, С.А. Бунин, Л.М. Габдулхакова, К.В. Лозовая, ПРОФИЛИРОВАНИЕ ПАТТЕРНОВ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ МАРКЕТИНГОВЫХ ЗАДАЧ АПТЕЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ // НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ РЕЦЕНЗИРУЕМЫЙ ЖУРНАЛ "СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ СТАТИСТИКИ". - 2025. - №3;
URL: http://www.healthproblem.ru/magazines?text=1645 (дата обращения: 08.10.2025).
URL: http://www.healthproblem.ru/magazines?text=1645 (дата обращения: 08.10.2025).
Код для вставки на сайт или в блог:
Просмотры статьи:
Сегодня: 2 | За неделю: 4 | Всего: 5